Таким образом, мы получили следующие критерии:
1. Соответствие содержания теме сочинения, полнота раскрытия темы.
2. Количество микротем.
3. Текст сочинения: содержательный, лаконичный, орфографически грамотный, стилистически правильный (выдержанный в одном стиле).
4. Оригинальность и выразительность повествования. Использование экспрессивно-выразительной лексики.
5. Правильность употребления значений слов.
6. Последовательность излагаемой мысли.
7. В норме 55-60 слов.
Результаты констатирующего этапа эксперимента представлены в таблице 3 и на рисунке 1.
Таблица 3.
Показатели выполнения сочинений (констатирующий этап)
Результаты творческих работ |
3 кл. - 15 чел. сш с. Большая Малышка |
3 кл. - 15 чел. Соколовская сш |
кол-во - % |
кол-во - % | |
"Отлично" |
4 - 27 |
3 - 20 |
"Хорошо" |
7 - 54 |
9 - 60 |
"Удовлетворительно" |
3 - 20 |
3 - 20 |
"Неудовлетворительно" |
1 - 7 |
0 - 0 |
Оценки "5" "4" "3" "2"
- Средняя школа с. Большая Малышка 3 кл. - 15 чел. | |
- Средняя школа с. Соколовка 3 кл. - 15 чел. |
Рисунок 1 - Показатели выполнения письменных сочинений (констатирующий этап)
Таким образом, мы видим, что результаты данного этапа экспериментального исследования показали незначительные различия в сформированности письменной речи третьеклассников, что позволяет определить контрольный и экспериментальный класс следующим образом:
3 класс сш с. Соколовка Кызылжарского района - контрольный класс;
3 класс сш с. Большая Малышка Кызылжарского района - экспериментальный класс.
Вывод: констатирующий этап экспериментального исследования подтвердил необходимость развития письменной речи у учащихся обоих классов. Для более эффективного процесса развития письменной речи младшего школьника нами предлагается использование межпредметных связей.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы.
Цель: Целенаправленно и планомерно использовать межпредметный материал при написании сочинений для эффективного развития письменной речи младшего школьника, образцы сочинений в 3 классе с использованием межпредметного материала представлены в Приложении В [45, 46, 47, 48, 49].
Чтобы подтвердить выдвинутую нами гипотезу, мы провели опытное обучение в экспериментальном классе, в контрольном классе данная работа осуществлялась по традиционным планам и программам.
В процессе работы над сочинениями нами предлагается использовать межпредметные связи русского языка с такими учебными предметами как: "Литература", "Изобразительное искусство", "Познание мира", "Музыка".
Для того, чтобы показать как реализуется межпредметная связь русского языка с уроками "Литература", "Познание мира", "Изобразительное искусство", "Музыка", рассмотрим примеры творческих работ (сочинения и изложения) в 3 классе.
1) Тема: "Сочинение-описание "Ромашка".
Цель урока: формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль сочинения; путем речевой подготовки предупреждать недочеты, грамматические ошибки в сочинениях учащихся; воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
Оборудование: учебник "Литературное чтение" (3 класс), "Познание мира" (3 класс), книги для внеклассного чтения.
В уроке удачно реализованы межпредметные связи (русский язык - литература - познание мира).
Межпредметный материал:
1. "Русский язык", с.183, упр.690;
2. "Литературное чтение", Х.К. Андерсен "Ромашка";
3. "Познание мира".
Ход урока:
1. Речевая задача: Сегодня мы отправимся в поле, где растут красивые цветы - ромашки, а представить их нам помогут рассказы разных авторов. Постарайся из предложенных рассказов запомнить описание этих цветов.
Тонкости педагогики:
Трудовая изобразительная деятельность детей
Игра «приемы приклеивания деталей без разметки», развивает ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета. Игра воспитывает аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. Оборудование для воспитательницы: образец изделия, природный материал, заготовка для осн ...
Пути формирования самоопределения и самовоспитания воспитанников детского
дома
Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (деятел ...
Интонационные средства
Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как интенсивность. Методика, логическое ударение, пауза, темп, тембр, диапазонная полоса и эмфатическая долгота. Они входят в понятие «интонация», поэтому ставить эти элементы в один рад с термином «интонация» нельзя. Произнося фразу, мы используем ...