В экспериментальном исследовании, целью которого было изучение роли межпредметных связей русского языка с учебными предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на начальном этапе обучения в школе в развитии письменной речи младшего школьника принимали участие учащиеся 3-х классов средних школ с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области в количестве 30 человек.
Изучение роли межпредметных связей уроков русского языка с другими учебными предметами в начальной школе в развитии письменной речи младшего школьника потребовало экспериментального обоснования и проверки эффективности данного предположения.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:
1 этап (констатирующий) носил подготовительный характер: изучалась психологическая и психолого-педагогическая литература, осмысливалась идея и гипотеза исследования, наблюдался учебно-воспитательный процесс в средних школах с. Большая Малышка и Соколовской Кызылжарского района Северо-Казахстанской области.
Для достижения цели дипломной работы осуществлялся анализ и обобщение литературы по данной проблеме, подбор межпредметного материала для написания сочинений и изложений.
2 этап (формирующий) - подготовка и проведение опытно-экспериментальной работы по проверке влияния межпредметных связей русского языка с предметами "Познание мира", "Литература", "Изобразительное искусство", "Музыка" на развитие письменной речи младшего школьника.
3 этап (контрольный) - проведение контрольных срезов по проверке эффективности использовании межпредметных связей для развития письменной речи младших школьников.
На констатирующем этапе эксперимента нами проводилась проверка сформированности письменной речи у младших школьников через написание сочинений на заданную тему.
Критерии оценивания письменных работ учащихся нами отобраны в результате анализа нормативных документов (ГОСО РК, программа по русскому языку для 2-4 классов) и методической литературы по развитию письменной речи младшего школьника, т.е. при выполнении всех нижеприведенных положений, сочинение (письменное) оценивается на "5", при несоблюдении некоторых норм - оценка снижается.
Знать:
признаки звуков, гласных и согласных: ударные и безударные гласные; йотированные звукобуквы; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; слог, правила переноса слов; названия букв русского алфавита;
части слова; некоторые способы словообразования;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол, предлог;
предложение и словосочетание, главные и второстепенные члены предложения;
текст, его виды; основная мысль, опорные слова текста;
изученные орфограммы и пунктограммы.
Уметь:
производить фонетический анализ, каллиграфически правильно писать буквы, делить слова на слоги, правильно переносить слова;
разбирать слова по составу; анализировать имена прилагательные и существительные;
характеризовать изученные части речи (по данной схеме);
определять синтаксическую функцию частей речи;
производить разбор по членам предложения (по данному порядку);
устанавливать связь между словами в предложении, вычленять в них словосочетания;
правильно писать безударные гласные; буквы и, у, а после шипящих; звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова; сочетания чк, чн; слова с удвоенными и непроизносимыми согласными; слова с разделительным ь и ъ; предлоги со словами; большую букву в именах собственных; приставки с-, от-, о-, об-, до-, про-, над-, под-, за-, на-, в-, вы-, пере-; суффиксы - ик-, - ек - и ь после шипящих в именах существительных и глаголах; падежные окончания имен существительных и прилагательных;
правильно ставить знаки препинания в повествовательных, вопросительных, восклицательных предложениях;
работать с текстом, определять тип текста, делить текст на части, выделять опорные слова, озаглавливать текст;
писать под диктовку текст (55-60 слов);
писать изложение по коллективно составленному плану (60-70 слов);
писать сочинения повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям (55-60 слов);
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ приглашение, поздравление;
распознавать и употреблять в тексте изученные лексические единицы;
соблюдать гигиенические навыки письма, правильно писать буквы русского алфавита (в соответствии с графическим обликом заглавных и строчных букв), правильно соединять буквы в словах [8, с.14].
Для диагностирования сформированности знаний, умений и навыков, предполагаемых программой по русскому языку для 3 класса нами анализировались письменные работы учащихся (сочинения).
Статистическая обработка полученных и анализируемых данных показала, что 54% младших школьников написали сочинения повествовательного характера по сюжетной картине, по личным наблюдениям (в норме: 55-60 слов, положительные оценки "4", "5"); 76% работают с текстом, определяют тип текста, делят текст на части, выделяют в нем опорные слова, озаглавливают текст; 48% составляют устный рассказ по заданному сюжету (10-12 предложений); 42% составляют диалог на заданную тему.
Тонкости педагогики:
Своеобразие методики формирования представлений и положительного отношения
к комнатным растениям
Как известно, в дошкольном возрасте слово ребенка часто расходится с делом. Поэтому дети могут давать прекрасные ответы на вопросы, что делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе. Отношение к природе выявить гораздо сложнее, так как оно проявляет себя по-разному: в ...
Новые слова в жизни гремяченцев
Начиная разговор о новых cловах в жизни гремяченцев, в первую очередь выделим те, которые пришли к ним вместе с революцией и гражданской войной: белогвардейцы, красные партизаны, эксплуатация, пролетарий, советская власть, социализм, коммунизм, мировая революция. Строительство социализма в деревне ...
Отбор учебного материала
Конспект темы: Адресациия в IP-сетях. В стеке TCP/IP используются три типа адресов: локальные (называемые также аппаратными или физическими), IP-адреса (называемые также сетевыми, логическими или протокольными) и символьные доменные имена. MAC-адрес состоит из двух частей – 24-разрядного уникальног ...