Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: "Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин", или такое: "Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками" [21, с.29-30].
Все выше перечисленные определения конечно верно, однако их нельзя считать полными. Для того чтобы вывести наиболее правильное и информативное определение понятию "межпредметные связи", надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории "межпредметная связь" является понятие "межнаучная связь", но и первое и второе являются производными от общего родового понятия "связь" как философской категории. Отсюда становится очевидным, что "межпредметные связи" есть, прежде всего, педагогическая категория, и сущностной основой ее является связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно сделать определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве [22, с.30-31].
Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.
Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.
Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:
по составу.
по направлению действия.
по способу взаимодействия направляющих элементов.
Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:
1) содержательные;
2) операционные;
3) методические;
4) организационные [23, с.98].
Каждый из этих типов подразделяется на виды межпредметных связей. Данные типы межпредметных связей представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Классификация межпредметных связей
Формы межпредметных связей |
Типы межпредметных связей |
Виды межпредметных связей |
1) По составу |
1) содержательные |
по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук |
2) операционные |
по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям | |
3) методические |
по использованию педагогических методов и приемов | |
4) организационные |
по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса | |
2) По направлению |
Односторонние, Двусторонние, Многосторонние |
Прямые; обратные или восстановительные |
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи) |
1) хронологические 2) хронометрические |
1) преемственные 2) синхронные 3) перспективные |
1) локальные 2) среднедействующие 3) длительно действующие |
Межпредметные связи по составу показывают что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.
Межпредметные связи по направлению показывают:
является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.
Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также "поставщиком" информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).
Тонкости педагогики:
Роль детского творческого коллектива в развитии личности
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его осво ...
Интернаучные методы прогнозирования в педагогике
Интернаучные методы применяются для прогнозирования объектов не менее чем в двух науках. При всем их разнообразии их можно свести в три основные класса: методы экстраполяции, методы экспертной оценки и методы моделирования. Методы экстраполяции Метод экстраполяции – это распространение каких-либо з ...
Общая характеристика рынка образовательных услуг
В настоящее время такой товар как образование становится элементом рыночных отношений. Оно выступает как продавец образовательных услуг, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества. Рынок образовательных услуг сформировался в нашей стране относительно не давно, в ходе приви ...