Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника

Страница 6

Анализ научно-педагогической литературы и наблюдение за реальной школьной практикой позволил нам выделить несколько типов межпредметных связей, реализуемых на уроках русского языка в начальных классах.

1. Первый тип межпредметной связи: познавательный, целью которого является формирование в сознании учащихся целостной взаимосвязанной картины мира на материале общих сквозных тем школьных курсов. Сквозные лексические темы нами были выделены в результате сравнительного анализа основных разделов учебников "Русский язык", "Познание мира", "ИЗО", "Литературное чтение", "Музыка". На межпредметном лексическом материале, который составляют слова, словосочетания, предложения, тексты, иллюстрации, музыка, изучается грамматическая тема уроков русского языка.

Реализация межпредметных связей познавательного типа решает задачи повышения интереса к учебному материалу по русскому языку за счет привлечения текстов различных стилей, расширяющих круг познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, активизирующих речевую деятельность на данном материале.

К сожалению, реализация сквозных тем в процессе обучения затруднена в силу отсутствия параллельной взаимосвязи этих тем между учебными предметами. Так, лексическая тема "Наша Родина - Казахстан" включена в учебник русского языка 3 класса уже с первых уроков, а в учебнике "Познание мира" 3 класс она дается в последнем разделе курса (см. с.138), "Животный мир" - в учебнике по русскому языку (3 класс, с.120 - 121, изучается во 2-ой четверти), а в учебнике "Познание мира" за 3 класс на с.87 - 102 в 3-ей четверти. Безусловно, признание эффективности принципа учета межпредметных связей требует согласования содержания обучения между предметами, координации в целях параллельного изучения общих тем каждого курса.

Познавательный тип межпредметной связи стимулирует формирование речевой деятельности учащихся на материале межпредметных текстов как средств создания развивающей речевой среды, которая обеспечивает развитие языковой личности ребенка.

Устная и письменная речь как типы речевой деятельности реализуются во взаимосвязанных речемыслительных процессах: сравнивание, сопоставление, обобщение знаний, восприятии и воспроизведение высказывания. Созданная средствами обучения речевая среда, становится стимулом для порождения речевой деятельности, максимально приближенной к условиям протекания естественной коммуникации. В этих условиях формируются коммуникативные умения, обеспечивающие как восприятие, так и создание высказываний.

2. Второй тип межпредметной связи - лексический. Общим материалом для объединения предметов служит межпредметный лексический минимум, в результате работы над которым познается не только предметное, прямое значение слова, но и переносное, перцептивное, ассоциативное, этимологическое. В процессе работы над словом осуществляется переход от значения слова к концепту, "смыслу", который стоит за словом, т.е. внутреннему образу слова, возникающему в результате представлений о слове, сформированными контекстом прочитанных литературных произведений, восприятием картин. В словарной работе важнейшей задачей оказывается не только традиционная работа над значением слова, но и работа над теми ассоциациями, чувствами, оценкой, коннотациями, с которыми тесно связано слово.

Лексический тип межпредметной связи используется в процессе словарной работы, когда единицей обучения становится работа над словом. К сожалению, обогащение словаря на уроках русского языка понимается слишком узко, как пополнение речи новыми словами. Наряду с орфографическими и грамматическими задачами словарной работы является формирование понятия, которое выражается с помощью слова, а понятия (природоведческие, культурологические) складываются благодаря межпредметным связям. Обогащение лексики учащихся на уроках грамматики должно идти, скорее всего по линии уточнения и развития комплекса значений слов (концепта) и правильного употребления слов в разнообразных контекстах, речевых ситуациях. Специальные психолого-педагогические исследования показали, что наиболее эффективным в работе над словом является комплексное использование всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), что позволяет развивать и устную и письменную речи школьников, строить высказывания (сочинения). Однако наряду с развитием видов речевой деятельности необходимо развивать мышление учащихся, т.к. между мышлением и речью нет тождества. Несмотря на их тесную взаимосвязь, они различаются своими механизмами: говорим при помощи слов, но мыслим же более крупными единицами - "сгустками смысла". Эта задача во многом решается с помощью интеграции всех средств обучения при работе над словом: художественные тексты, изобразительные и звуковые средства - все они в своем единстве принимают участие в формировании "смыслов" слова.

3. Третий тип межпредметной связи - тематический, суть которого состоит в объединении содержания соотносимых между собой тематических разделов разных предметов: "Познание мира", "Изобразительной деятельности", "Музыки" для подготовки и написания сочинения. Интегративным материалом урока по развитию речи становятся тексты разных типов речи, произведения живописи, музыки, литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Причины падения патриотических настроений среди молодежи в последние годы
Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников исходя из современных социально-экономических условий. Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое пок ...

Формы социально-педагогической помощи семье
В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Крисисинтервентная модель работы ...

Одаренные дети: методика диагностики
Мозг человека с его способностью к мышлению, творчеству может рассматриваться как величайший из даров природы, и в этом смысле «одаренность» представляется уже не как исключительность, а как имеющийся у каждого «дар». В педагогике же с понятием «одаренность» следует связывать, по меньшей мере, две ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru