Продолжительное время Россия находится на пути коренных изменений, начавшихся в середине 80-х годов XX века. Изменяются сферы общественного сознания: экономическая, политическая, нравственная, психологическая, социальная, военная, управленческая, образовательная. Появляются и исчезают новые социальные институты, виды и формы их деятельности, тенденции, модели. Все это происходит на фоне общемировых процессов: стремительно возрастающих объема и скорости обращения информации, ошеломляюще быстрого развития новых технологий, структурных изменений в развитии экономики, политики, изменения социально-культурного контекста, что вполне обоснованно порождает острую необходимость в поиске новых, оптимальных управленческих решений, в том числе и в области образования.
Диктуемый только актуальными ситуативными проблемами путь развития системы образования себя исчерпал: принимаемые в области модернизации образования решения носят часто меняющийся по концептуальным ориентирам характер без определения ближайших и последующих рубежей развития; количество управленческих решений и, естественно, соответствующих документов в образовательной сфере превышает реальные возможности образовательных учреждений качественно выполнять их, обеспечивать реальное улучшение дел; зарождается тенденция отрыва управления образованием от реальной образовательной практики, что неизбежно ведет к усилению формально-бюрократических и авторитарно-командных отношений между ними. Система образования отстает от требований социально-экономического развития страны, что проявляется, прежде всего, в отсутствии адекватной реакции профессионального образования на потребности рынка труда; более четверти выпускников высшего профессионального образования и трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. Содержание и технологии образования не соответствуют требованиям современного общества и экономики; ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Подготовка педагогических кадров не соответствует задачам настоящего времени; в силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной областью профессиональной деятельности; нарастает дефицит преподавательских и управленческих кадров.
Итак, классическая система образования уже не удовлетворяет потребностей социума, так как не учитывает динамику изменений в социальной среде государства и общества. А ведь система образования по самой своей сути должна работать на будущее, и, следовательно, обязана по своим темпам опережать развитие новой техники и технологии. Иными словами, в определении задач системы образования необходимо исходить не столько из сегодняшних потребностей производства, науки и культуры, сколько из прогнозирования будущих, быстро растущих, потребностей. По мере ускорения темпов общественного развития становится очевидной объективная необходимость предвидеть не только ближайшие, но и отдаленные последствия тех или иных управленческих решений в образовании. Поэтому на передний план все более активно выдвигается новая научная дисциплина – образовательно-педагогическая прогностика
, изучающая закономерности процесса разработки прогнозов в педагогике.
Высокая актуальность и социально-педагогическая значимость проблемы педагогического прогнозирования, актуализация потребностей образовательной практики в предсказуемости и ориентирах будущего развития послужили основой для выбора темы реферата, целью которого можно обозначить раскрытие сущности, содержания и функций образовательно-педагогической прогностики как нового, чрезвычайно актуального направления педагогической науки. В соответствии с поставленной целью в данной работе решались следующие задачи:
1. Дать определение понятию и обозначить область применения образовательно-педагогической прогностики;
2. Сделать обзор основных методов, используемых в педагогическом прогнозировании;
3. Провести краткий ретроспективный анализ становления прогностического процесса в области образования.
Тонкости педагогики:
Методологические принципы педагогики
Педагогика опирается на общенаучные принципы, которые воплотили в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека и используются во всех науках, это: принцип гуманности и демократичности педагогики; принцип социальной обусловленность воспитания; принцип фор ...
Основные категории педагогики
Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогически ...
Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха в
России
В нашей стране проблема изучения возможностей воспитания глухих и слабослышащих дошкольников в массовых детских садах и школах получила развитие благодаря исследованиям Э.И. Леонгард, развернутым в 60-е гг. В России существует дифференцированная система дошкольных учреждений для детей с нарушениями ...