Работа с документами на уроках права

Страница 1

Использование документов в правовом образовании является одним из важнейших элементов методики. Поэтому представляется необходимым остановиться на некоторых новых подходах работы с документами.

В целом работа с документами предполагает достижение таких целей, как:

умение собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации;

умение анализировать различные источники, делать объективные и взвешенные выводы;

умение определять предвзятое мнение, предрассудки;

умение выносить собственное суждение.

Как видно, данные цели являются общепедагогическими, но работа с источниками, с документами - это одно из действенных средств их достижения. Подобный вид учебной деятельности стал возможен благодаря тому, что в стране создаются условия для свободы слова, а это в свою очередь, позволяет использовать различные по идеологической направленности документы, недоступные ранее. Необходимо отметить, что научение внимательному прочтению, анализу первоисточников, умению делать на их основании самостоятельные выводы является необходимой задачей формирования гражданского сознания, в частности умения, работать с информацией, подходить к ней критически, не рассматривать любой документ как истину в последней инстанции. Кроме того, множественность документов, их идеологическое, политическое разнообразие, различие авторских подходов к оценке явлений действительности позволяет учителю осуществить (или, по крайней мере, обозначить) задачу становления личности, освобожденной от догм, личности, способной выработать свое собственное мнение и отстаивать его, а так же научить работать с любой информацией, которая по тем или иным причинам в данный момент представляет интерес для конкретного человека.

Поэтому необходимо знать, что же можно рассматривать в обучении как документ. К документам в дидактике относятся:

правовые документы, как исторические, так и современные. Это сборники законов или отдельные законы, Конституции, международные правовые документы, например, Всеобщая декларация прав человека, международные договоры и др.

литература (мемуары, воспоминания)

газетные статьи, которые могут быть различными по характеру: аналитические (анализ экономики, политики, права, культуры и т.д.), статьи мемуарного характера, выступления политических и государственных деятелей по тем или иным вопросам, доклады и т.д.

свидетельства, которые могут носить документальный характер и личностный, оценочный характер.

литературные произведения.

статистические данные.

Включение документального материала в урочную и внеурочную познавательную деятельность учащимся позволяет решить ряд общедидактических задач: активизирует восприятие, мышление, эмоциональную деятельность. Документы, включенные в учебную деятельность школьников, часто производят на них большое впечатление, позволяют почувствовать "пульс" времени, его колорит, при этом документальная информация обычно хорошо запоминается и потому часто выступает в качестве опоры при изучении материала в целом.

Остановимся подробнее на методике работы с различными типами документов. Для этого удобнее будет классифицировать документы по характеру содержания источников. В этом случае они будут подразделены на документы: а) имеющие объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Естественно, что характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Динамика совершенствования навыков чтения у младших школьников
Контрольный эксперимент Цель этого этапа: востребовать с учащихся достаточность сформированности умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения. В ходе эксперимента мы хотели выяснить: научились ли 30% учащихся правильно, осознанно читать. Для этого были проведены след ...

Организация профилактики правонарушений для несовершеннолетних в образовательном учреждении
Цель практической части: создание условий для выявления взаимосвязи между уровнем досуговой занятости подростков и совершением правонарушений. Задачи: Подобрать объект исследования; Изучить личностные особенности подростка; Организовать проведение методик, анкеты; Провести обработку данных; Дать ре ...

Содержательные компоненты воспитания
Соответствующими целям воспитания качествами, навыками, системой знаний и устойчивыми привычками воспитанники могут овладеть через следующие содержательные компоненты воспитания умственное воспитание – направлено на развитие интеллектуальных способностей человека, широты кругозора, интереса к позна ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru