Проблемы труда в игре рассматривались Г.В. Плехановым: «Решение вопроса об отношении труда к игре,… игры к труду, в высшей степени важно для выяснения генезиса искусства». «Сначала настоящая война и создаваемая ею потребность в хороших войнах, а потом уже – игра в войну для удовлетворения этой потребности».
Характер новизны игры, в экспериментальных исследованиях Н.Л. Фугурина, М.П. Денисовой, Л.С. Славиной, Н.Д. Соколовой: детей старшего дошкольного возраста – в «семью» или «детсад» разные по характеру. Сюжетно-ролевые взаимодействия детей. Взрослый создает игровую ситуацию: цепочка игровых действий – «синтетическая методика формирования игры». Игры детей дошкольного возраста разрабатывались в работе Н.Я. Михайленко: роль или персонаж; ситуация, где реализация роли; действия – реализация роли; предметы в игре; отношение к другому персонажу. Сюжеты игры: с одним персонажем; с несколькими персонажами и действиями; сюжеты с набором действий, отношения между персонажами. Развертывание и обозначение условий, и реализация условной игровой позиции; сюжетосложение – последовательность, целостность ситуации, обозначение, планирование. Ролевая игра – коллективный процесс, игра с правилами – групповая или парная. Режиссерская игра – индивидуальная – сюжет с помощью игрушек. Дидактическая – организуется взрослыми, для решения обучающей задачи. Дидактические игры – основная форма обучения в дошкольном возрасте.
Педагогическая ценность сказок народов нашей страны чрезвычайно велика. Помимо всех тех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов РФ вносят большой вклад в дело интернационального воспитания юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью народов нашей страны, национальными обычаями, природой. Сказки народов РФ воплощают в себе идеи трудовой этики, мысль о том, что работа составляет основу жизни, что без нее нерадостно само существование человека. Жизненная мудрость как результат отраженного в сказках многовекового народного опыта в сочетании с художественным совершенством, ясностью и доступностью образных решений делает сказки благодатным педагогическим материалом. Сказки выражают буйную силу цветистой фантазии народов Востока – это словесное тканье родилось в глубокой древности; разноцветные шелковые нити его простерлись по всей земле, покрыв ее словесным ковром изумительной красоты. Вероятно, сказки должны были способствовать развитию некоторых ремесел: гончарного, кузнечного, ткацкого и прочих. Ручные ремесла переходят в искусство, как говорят нам музеи. Найдется и еще немало доказательств культурного влияния сказок.
Организация встречи с писателем – это важный метод приобщения детей к литературе, к искусству слова, средство воспитания у них уважения к человеческой мудрости, интереса к чтению – привычному, обыденному, но в сущности, по словам М.Горького и Р. Гаизатова, таинственному процессу «духовного слияния человека с великими умами всех времен и народов».
Книжка с картинками, быть может, самая первая в жизни ребенка. Ведь он – читатель совсем крохотный. Имя автора, пусть самого знаменитого, ему ничего не говорит. Книжка началась для него с рисунков, веселых, звонких, заманчивых, ярких.
Эдвард Лир – любимец английских детей. Он сочинял для них шутливые истории, веселые небылицы. По его забавным азбукам с картинками дети, играя, учились читать. Сказки о животных и растениях. В игре происходит непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивные действия, учебная, общественно-полезная трудовая деятельность. Если художник сумел сохранить память детства, если, обращаясь к веселой фантазии, художник оказался, по слову Владимира Андреевича Фаворского, в одном пространстве со своим читателем, ребенок готов сто раз прослушать рассказ, вдоволь полюбоваться картинками. А потом, вполне возможно, вооружившись ножницами, взять и вырезать их из книжки все до единой. С понравившимися рисунками ребенок не захотел расставаться. Он вырезал их, чтобы долго еще в них играть, сочинять к знакомому рассказу новые концы и начала, по своей прихоти, воле, желанию располагать фигурки в разных неожиданных сочетаниях и комбинациях.
Тонкости педагогики:
Особенности формирования слоговой структуры слова у
детей, дошкольного возраста
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой с ...
Перспективы развития
дошкольного образования в России
Основными документами, задающими целевые ориентиры государственной образовательной политики, являются Концепция модернизации российского образования, Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года. Необходимая предпосылка общедоступности качественного об ...
Описание констатирующего этапа опытно – экспериментального исследования
Цель: выявить значение для родителей сотрудничества с ДОУ. С этой целью было проведено анкетирование (приложение №1). Вопросы анкеты составляли ознакомительный характер. Результат работы показал низкий процент значимости сотрудничества родителей с ДОУ. Из 21 возможных приняли участие только трое ро ...