Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в работах Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, но более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов (Д.Б. Эльконин).
В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во-вторых, освоение содержания слова на уровне его значения и, в-третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Для нашего исследования особый интерес представляют два первых направления, то есть развитие словаря детей в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира (на природоведческом материале) и освоение содержания слова на уровне его значения, которое имеет у старших дошкольников свою специфику.
Исследователи А.М. Бородич, В.В.Гербовой, В.И.Логиновой и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Характеризуя словарный состав детей дошкольного возраста, авторы показали, что по мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает мир природы, осуществляется с помощью различных методов и средств.
Важнейшим методом развития словаря являются различные наблюдения, среди которых в дошкольном возрасте приоритет отдается - природе. Проводятся наблюдения за природными явлениями, за каким-нибудь процессом в природе (трудом взрослых и самих детей в огороде, цветнике, уходом за животными и т.п.). Причем, невозможно не учитывать современную неблагополучную экологическую ситуацию, которая обусловлена сложившимся веками потребительским отношением человека к природе. Многие ученые (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева и др.) считают, что это закономерный результат представлений человека о себе как о «царе природы», о «неисчерпаемости природных ресурсов»; результат признания лишь материальной ценности природы и использования ее богатств без учета важнейших экологических закономерностей, при отсутствии воспитания эстетических чувств и эстетического восприятия окружающего растительного и животного мира.
Н.Ф.Виноградова утверждает, что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Общеизвестно, что составными частями эстетического отношения являются: эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетическая оценка природы и её явлений; эстетическое суждение ребёнка о природе, в котором выделяются качества объектов и явлений природы, и которые, в свою очередь, требуют определённого лексического богатства.
Особую актуальность данная проблема приобретает ещё и в связи с тем, что при обучении чтению в 1 классе, современные азбуки содержат лексику природоведческой тематики, что создает необходимость освоения её значения в дошкольном возрасте. Исследование этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
между потребностью во владении детьми лексикой природоведческой тематики и недостаточным применением средств природы в речевом развитии детей в дошкольных образовательных учреждениях;
между педагогическими возможностями влияния средств природы на развитие словаря ребенка и отсутствием обоснования педагогических условий лексического развития дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Обозначенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: поиск и определение комплекса условий, обеспечивающих эффективность развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с природой и природоведческой деятельности. Все это определило выбор темы данного исследования: «Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомление детей с природой».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы и приёмы развития словаря в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования: процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приёмы, способствующие развитию активной ориентировочной деятельности в окружающей природе и расширению словаря природоведческой тематики.
Гипотеза: природа, обладающая огромной педагогической ценностью, оптимизирует развитие словаря старших дошкольников, если его формирование проводится на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий дети овладеют способностью выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать, выстраивать логические цепочки.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической, методической и лингвистической литературы по теме исследования, применительно к старшему дошкольному возрасту.
Выявить особенности словаря детей старшего дошкольного возраста, его объем .
Провести опытно-экспериментальное исследование с целью оптимизации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой.
Методологической основой эстетического воспитания являются положения педагогики об использовании выразительных средств природы и природного окружения в работе с детьми дошкольного возраста, об их огромных возможностях влияния на речевое развитие детей (Н.Ф. Виноградова, О.С. Ушакова, Н.А. Стародубова, Т.А. Маркова и др.); положения, сформулированные в трудах Л.С Выготского, М.Р. Львова, Ф.А. Сохина и других: об особенностях функционирования слов как единиц лексической системы; о роли формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи; о необходимости формирования словаря в тесном единстве с познанием окружающего мира и развитием мышления. Для реализации цели, задач исследования использовались методы:
Анализ литературы по проблеме исследования.
Педагогический эксперимент, наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности детей;
Качественный и количественный анализ полученных данных, их табличное изображение.
Научная новизна исследования состоит в том, что определен тематический словарь лексики природоведческой тематики для старших дошкольников.
Теоретическая значимость и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть внедрены в практику педагогов других дошкольных образовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения
Природа, обладающая большой педагогической ценностью, является эффективным средством развития словаря старших дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников.
Формирование словаря детей 6-7 лет необходимо проводить на основе их сенсорного опыта с учетом особенностей развития представлений и понятий в онтогенезе, соблюдая преемственность с программой школы.
Наблюдение природных явлений, беседы, чтение художественных произведений о природе, использование дидактических игр и лексических упражнений природоведческой тематики способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение.
Основное содержание дипломной работы. Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования, раскрываются этапы и методы исследовательской работы, показана научная новизна, и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту. В первой главе представлен анализ психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования в теории и практике педагогики. Во второй главе приведены результаты констатации и подведены итоги экспериментальной работы. В заключении делаются выводы о подтверждении рабочей гипотезы и даются рекомендации.
Тонкости педагогики:
Роль детского творческого коллектива в развитии личности
Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его осво ...
Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса
средней школы
Нами были проанализированы следующие УМК: УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.); УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.). 1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебн ...
Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего
поколения
Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребнос ...