Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

Современная педагогика » Образовательно-педагогическая прогностика » Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

Страница 2

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема измерения качеств личности, формируемых в педагогическом процессе. Многие исследователи отмечают, что отсутствие эффективных методик, направленных на количественное измерение свойств личности, сильно снижают результативность педагогических исследований. Так, А.И. Власенков писал, что в педагогике «нет точных критериев обученности, воспитанности, развития учащихся. Имеющиеся в педагогике способы измерения приблизительны, недифференцированы, а потому недостаточно объективны» [6]. Между тем, очевидно, что одна из наиболее важных прогностических проблем педагогики – проблема профориентации молодежи – может быть успешно решена лишь на основе эффективных средств измерения способностей и интересов учащихся. Эти же средства могут сыграть важную роль в решении проблемы неуспеваемости учащихся, индивидуального подхода к ним.

Как показывает практика последних лет, ход и результаты процесса измерения качественных характеристик могут быть значительно улучшены с применением математических и статистических методов. Развитие этих методов под влиянием требований практики привело к формированию новой научно-прикладной математической дисциплины – квалиметрии (науки о способах измерения качественных характеристик). Проникновение идей и методов этой научной дисциплины в педагогику позволяет рассчитывать на существенное повышение эффективности педагогических исследований прогностического характера.

Эксперимент

Под экспериментом понимают такой метод изучения объекта, когда исследователь активно вмешивается в обычный ход явлений, стремясь выделить в чистом виде исследуемые закономерные зависимости, проанализировать роль различных факторов, меняя их соотношение или даже исключая некоторые из них совсем.

Педагогический эксперимент связан с изучением педагогических явлений в изменяющихся условиях. Его можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму педагогической деятельности, осуществляемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той или иной педагогической системы.

Эксперимент в педагогическом прогнозировании – это часть практики. Он обусловлен потребностями практики, потребностями познания наиболее эффективных средств и методов учебно-воспитательной работы. Как метод, органически сочетающий в себе теоретическую и практическую деятельность, эксперимент в прогностических исследованиях призван выполнять сложные функции. Во-первых, посредством вычленения отдельных сторон и свойств объекта педагогического исследования он дает возможность проникнуть в его сущность, раскрыть его закономерности и на этой основе выдвинуть соответствующие гипотетические предположения о тенденциях развития и поведении данного объекта в будущем. Во-вторых, материализуя ту или иную идею, выраженную в гипотезе или предвидении, эксперимент выступает критерием их истинности, формой проявления общего в единичном. Посредством установления единичного факта (или фактов) подтверждаются или опровергаются общие предположения, выраженные в гипотезе или научном предвидении. Открытые при экспериментальной проверке гипотезы и объясненные теорией факты становятся, с одной стороны, основой нового научного предвидения, а с другой - доказательством старых предположений. Обобщая отдельные факты, исследователь с помощью индукции устанавливает в них тождественное, наиболее характерное. Таким образом, данные эксперимента становятся опытной основой общих теоретических положений, создающих необходимые предпосылки для научного предвидения.

Анализ и синтез

Анализ – это метод исследования, состоящий в разложении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое. Эти методы представляют собой противоположности, взаимно дополняющие друг друга. Без изучения частей с помощью анализа нельзя понять целого. Без изучения целого с помощью синтеза нельзя, в свою очередь, до конца понять части, так как неопределенными остаются их функции в составе целого.

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Опытное преподавание
Опытное преподавание осуществлялось мной во время прохождения педагогической практики на выпускном курсе. Опытно-экспериментальной базой являлся 11б класс школы №10 города Кирова. В это время мной было проведено несколько уроков из темы «Тригонометрические функции». Так как преподавание алгебры и н ...

Формирование студенческих контингентов
Проблема формирования студенческих контингентов приобрела особую актуальность в связи с расширением масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов и повышением роли высшей школы в решении социально-экономических задач в условиях научно-технической революции. Несоответствие традиционных п ...

Устав 1863 года
На рубеже 50—60-х годов изменился весь строй студенческой жизни. Рядом с традиционными тесными кружками возникли широкие объединения и организации. Ярким проявлением нового стала студенческая сходка— орган общественного мнения студенчества. Обстановка действовала революционизирующим образом. В унив ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru