Государственный образовательный стандарт

Страница 3

Пояснительная записка излагает общую идеологию стандарта, основные концептуальные положения, объясняет его структуру и содержание.

Базисный учебный план дает интегральное представление о структуре и содержании общего среднего образования, фиксирует комплекс основных нормативов, в соответствии с которыми разрабатываются конкретные планы образовательных учреждений:

- соотношение между федеральным, региональным и школьным компонентами стандарта образования;

- соотношение между базовой и дифференцируемой частями общего среднего образования:

- продолжительность обучения (общую и по каждой из ступеней);

- недельную нагрузку для базовых образовательных областей, обязательных и факультативных занятий;

- максимально допустимую недельную нагрузку учащихся;

- итоговое количество часов, финансируемых государством.

Стандарты образовательных областей определяют в совокупности обязательную часть содержания общего среднего образования и требования к уровню усвоения этого содержания учащимися по ступеням школы.

Стандарт общего среднего образования как документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования учащихся, должен включать представление содержания образования как целого, которое не может быть сведено к описанию отдельных учебных предметов. Такое представление - генеральный уровень стандарта школьного образования - содержится в базисном учебном плане школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы является основным государственным нормативным документом, утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации, служит основой для разработки региональных базисных учебных планов и исходным документом для финансирования образовательного учреждения.

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразовательной школы - осуществление принципа преемственности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания получают в дальнейшем свое развитие и обогащение. Этот принцип находит выражение в линейно-циклической структуре курсов, представляющих образовательные области. Вместе с тем каждая из ступеней общеобразовательной школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся и особенностями самого учебного заведения.

Специфика ступеней общеобразовательной школы настолько значительна, что по набору базовых учебных курсов, по соотношению базового ядра и занятий по выбору учащихся и др. речь может, в сущности, идти о трех особых базисных учебных планах, основы которых изложены ниже.

Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к отечественной и мировой культуре, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:

- познавательной культуры,

- коммуникативной культуры,

- нравственной культуры,

- эстетической культуры,

- трудовой культуры,

- физической культуры.

На этом возрастном этапе они определяют структуру учебного плана. При этом в рамках формирования познавательной культуры выделяются два самостоятельных курса: «Окружающий мир» и «Математика». Выделение математики в качестве самостоятельного курса связано с ее большой ролью в познании и коммуникации.

Изучение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры. Изучение литературы и искусства нацелено на развитие нравственных и эстетических начал личности. Трудовая и физическая культура представлены соответствующими образовательными областями.

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях знаний.

На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, которая, однако, не затрагивает базового ядра обязательных учебных курсов, единого для школ всей страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно-дифференцированной.

Базисный учебный план основной школы включает функционально полный и в то же время минимизированный набор образовательных областей:

- язык (родной, русский, иностранный) и литература;

- искусство;

- математика;

- физика и астрономия;

- химия;

- география, экология (комплексное изучение Земли);

- кибернетика и информатика (изучение самоуправляемых систем);

- биология;

- общественные дисциплины;

- технология, техника, труд;

- физическая культура.

На переходной ступени основной школы (V—VI классы) блок «Природа» может быть представлен систематическими курсами или интегрированным курсом естествознания, на второй ступени (VII — IX классы) - систематическими курсами физики, химии, географии и биологии. Эти курсы по своему статусу в учебном плане равнозначны таким курсам, как математика, информатика, трудовая подготовка, технология и др., представляющим отдельные образовательные области.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Роль иллюстрационного материала на уроках биологии
В процессе познания окружающей действительности, в процессе обучения участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у ор ...

Определение общего недоразвития речи
Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной [25] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать так ...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой с ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru