Государственный образовательный стандарт

Страница 4

Базисный план средней школы (X—XI классы) включает в себя тот же набор образовательных областей, что и базисный план основной школы. Однако старшая ступень (полная общая школа) строится по принципу профильной дифференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максимального объема.

В зависимости от профиля школы отдельные образовательные области могут быть представлены здесь самостоятельными учебными дисциплинами или интегрированными курсами. Время на изучение самостоятельных курсов может быть увеличено за счет часов, отведенных на обязательные занятия по выбору учащихся.

В рамках занятий по выбору в учебном плане могут возобновляться те учебные курсы, обязательное изучение которых завершилось в основной школе, или появляться новые, связанные с профилем школы и (или) обеспечивающие начальную профессиональную подготовку учащихся.

Принципиальной особенностью этой части стандарта является выделение двух уровней требований:

- к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащимся;

- к содержанию образования, усвоение которого фиксируется в виде обязательных минимальных требований к подготовке учащихся.

Наличие двух уровней определяется тем, что процесс обучения не может быть сосредоточен лишь на достижении минимального, самого необходимого, «стандартного», сведен к натаскиванию на обязательные результаты обучения. Преподавание должно вестись не на уровне обязательных минимальных результатов, а значительно шире и глубже, чтобы те из учащихся, кто может и хочет, могли достигнуть более высоких уровней подготовки. Такую возможность открывает описанное в стандарте базовое содержание образовательной области.

В стандарте каждой образовательной области выделяется четыре раздела:

1. Общая характеристика общеобразовательной области.

2. Базовое содержание образовательной области.

3. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта.

Общая характеристика образовательной области

В этом разделе стандарта:

- Описываются педагогические функции и цели образования в данной области на современном этапе развития общества и школы.

-.Дается системная характеристика объекта изучения (человека, общества, живой природы, вещества, Земли и др.) как части реальности.

-.Рассматривается общая структура содержания с указанием основных содержательных линий с учетом минимизации и функциональной полноты.

-.Характеризуются ближайшие перспективы развития содержания образовательной области.

Базовое содержание образовательной области

В этом разделе стандарта:

- Приводится описание содержания, доведенное до перечня целостных компонентов содержания, которые далее не подразделяются на более мелкие единицы.

-.Фиксируется базовое содержание с такой степенью детализации и в таких терминах, которые позволяют предельно однозначное их толкование.

Базовое содержание образования, обеспечиваемое школой, шире и глубже по сравнению с минимально требуемым уровнем усвоения материала. Диапазон требований между предъявляемым и обязательным для усвоения содержанием определяет поле возможностей в учебной деятельности школьников. Предоставление таких возможностей - обязанность школы и государства. На них ориентируются учителя, составители программ и авторы учебников.

Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся

В этом разделе приводятся требования, содержащие характеристику минимального и в то же время достаточного для достижения целей общего образования уровня подготовки учащихся по образовательной области.

В процессе формулирования требований к уровню подготовки выпускников средней школы должны соблюдаться следующие принципы:

- требования должны отражать всю совокупность базового содержания и заданы в предметно-деятельностной форме;

- требования должны быть сформулированы так, чтобы они адекватно понимались всеми участниками педагогического процесса (учитель, ученик, администрация школ и органы управления, родители, общественность); объем требований не может быть тождественным объему содержания образования, предъявляемого в процессе обучения.

Общие подходы к оценке выполнения требований стандарта математический стандарт школьный образование

В этом разделе характеризуется система и приводятся образцы «измерителей» уровня подготовки школьников по данной образовательной области. Она конкретизирует требования к обязательной подготовке, выражая их в виде типовых заданий и процедур оценки их выполнения школьниками.

Система должна обладать, как минимум, тремя функциями: диагностической, воспитывающей и информационной.

Система основывается на дихотомической (двоичной, альтернативной) шкале типа: «достиг» или «не достиг», «зачет» или «незачет» и представляет собой, таким образом, критериалъно-ориентированные тесты (задания), отвечающие требованиям репрезентативности, содержательной валидности и посильности для учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала XXI века оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образовательных прог ...

Виды и формы развлечений
Рекомендуется в каждой возрастной группе, начиная с первой младшей, устраивать развлечения, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, узнают поучительные истории о взаимоотношениях между разными ее обитателями. Вызывая ...

Динамика совершенствования навыков чтения у младших школьников
Контрольный эксперимент Цель этого этапа: востребовать с учащихся достаточность сформированности умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения. В ходе эксперимента мы хотели выяснить: научились ли 30% учащихся правильно, осознанно читать. Для этого были проведены след ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru