Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников

Современная педагогика » Исследование ценностных ориентаций старшеклассников » Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организуется, прежде всего, с воспитательными целями. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения, выпускник учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственном труде.

Для изучения ценностных ориентаций старшеклассников, мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.).

В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям собственных черт, стремлений и интересов.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности – важнейшая цель обучения и воспитания. Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходим еще потому, что у него есть свои потребности, стремления и интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании личности была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей свого рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед подростком стоит ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти?», и другие, происходит переоценка ценностей. Подросток готов изменить себя, готов к самовоспитанию.

Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.

Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом старшеклассники испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка своих способностей и своей профессиональной пригодности. Чтобы ученики правильно оценивали свои способности, необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся, как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействием среды на личность, а также управлении трудовой деятельностью личности. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Труд является важнейшим фактором, влияющим на ценностные ориентации старшеклассников. Главной развивающей функцией труда является переход от самооценки к самопознанию. Кроме того, в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию в обществе.


Тонкости педагогики:

Методика ознакомления учащихся с аксиомами в курсе школьной геометрии
Традиционно-синтетические аспекты занимают ведущее положение в геометрии, служат основой изложения остального материала, способствуют формированию пространственного представления и воображения учащихся (недаром некоторые разделы традиционно-синтетической геометрии(параллельность, перпендекулярность ...

Отбор учебного материала
Конспект темы: Адресациия в IP-сетях. В стеке TCP/IP используются три типа адресов: локальные (называемые также аппаратными или физическими), IP-адреса (называемые также сетевыми, логическими или протокольными) и символьные доменные имена. MAC-адрес состоит из двух частей – 24-разрядного уникальног ...

Особенности формирования слоговой структуры слова у детей, дошкольного возраста
Овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность для детей, страдающих моторной алалией. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывает необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой с ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru