Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Современная педагогика » Основы педагогического сопровождения опекунских семей » Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Страница 4

• Секты, претендующие на обладание "новым откровением" — мормоны (или "Церковь Иисуса Христа святых последних дней"), "свидетели Иеговы", Белое братство, "Богородичный центр", движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), "Аум Синрике", "Церковь последнего завета" лжехриста Виссариона, бахаизм.

• Оккультистские секты, ставящие своей задачей развитие в человека паранормальных и экстрасенсорных способностей. К ним можно отнести некоторые восточные культы, например, кришнаизм, йогические практики, в том числе ориентированные на трансцендентальную медитацию, и др.

• Сатанинские культы, носящие изуверский характер и завлекающие в основном молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах [51].

В ходе религиозной деятельности и религиозных отношений (прежде всего культовых) возникают и воспроизводятся различного рода религиозные психологические явления, обычно именуемые религиозно-психологическим комплексом.

Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: религиозные потребности, ценностные ориентации, установки, чувства, общение, стереотипы, привычки, традиции и др. Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии [60].

Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой служит религиозная вера (различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т. д.), находящая свое практическое выражение в культовых действиях верующего. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром. Именно в этом, по мнению исследователей, и заключается специфика религиозной потребности, отличающая ее от других духовных потребностей человека [47]

Следует отметить, что религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например, познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др.

К важнейшим характеристикам направленности личности верующего относятся мотивы религиозности, включающие как мотивы религиозной веры (т. е. факторы, которые, по мнению верующего, делают его веру необходимой), так и мотивы культового поведения (т. е. причины, побуждающие посещать церковь, костел или молитвенный дом и совершать молитвы, религиозные обряды).

В системе характеристик направленности религиозной личности большую роль играют ценностные ориентации как важный показатель отношения верующего к религии. Они помогают выявить мотивы культового поведения верующего, характеризуют его взаимоотношения с религиозной общиной, его социальные и нравственные качества. Для верующих характерна специфическая система ценностных ориентаций, отличающаяся тем, что в ней главную роль играют идеи и нормы, вытекающие из религиозной веры. Земное подчиняется неземному, естественное — сверхъестественному. При подобной субординации ценностей все реальные социальные ценности, вытекающие из потребностей и интересов человека, рассматриваются как второстепенные. Главенствующую роль в иерархии ценностей верующих играют религиозные ценности, созданные их воображением. Таким образом, ценностные ориентации религиозных людей направлены прежде всего на главные ценности, проповедуемые вероучением, — Бога, его свойства и действия в отношении к миру и человеку, религиозные заповеди и истины и т. д. [60].

По мнению специалистов, религиозная структура ценностей, детерминированная основами вероучения, оказывает влияние не только на сознание верующих, но и на их поведение в обществе. В частности, ориентация на религиозные ценности снижает социальную активность верующих или препятствует ей, переводит их энергию, мысли, чувства и стремления в особое русло, создавая иллюзорную форму социальной активности (участие в религиозных обрядах и в деятельности религиозных организации и общин).

Своеобразную роль в религиозно-психологическом комплексе играют религиозные установки. Религиозная установка — предрасположенность верующего к определенной оценке тех или иных социальных явлений и готовность к соответствуюпщм действиям, обусловленным этой оценкой. В частности, исследователи отмечают, что религиозные установки играют роль своеобразного фильтра по отношению ко всей информации, поступающей к верующему, т. е. вся нерелигиозная информация усваивается "избирательно, в соответствии со сложившимися установками. Несоответствующая же этим установкам информация верующим не воспринимается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы
Преподаватель является ключевой фигурой педагогического процесса высшей школы, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в ходе его профессиональной подготовки. Преподаватель – в широком смысле слова – работник высшей, средней специальной или общеобразовательной школы, препод ...

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не м ...

Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru