Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Современная педагогика » Основы педагогического сопровождения опекунских семей » Особенности социально-педагогической работы с семьями, имеющими религиозно-сектантскую направленность

Страница 5

Важным компонентом религиозно-психологического комплекса являются религиозные чувства. Религиозные чувства — "это эмоциональное отношение верующих к признаваемым объективным существам, свойствам, связям, к сакрализованным (обрядовым, ритуальным) вещам, персонам, местам, действиям, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в мире и к миру в целом" [32].

Необходимо отметить, что эмоциональные процессы верующих с точки зрения их физиологической основы и главного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связаны обычные человеческие чувства: страх, любовь, гнев, радость, надежда, благоговение, восхищение и т. д. Но у верующих они имеют соответствующее предметно-образное оформление и смысл, т. е. они у верующих переживаются как "страх Господень", "любовь к Богу", "чувство смирения", "чувство греховности", "радость общения с Богом", "умиление иконой Богоматери", "сострадание к ближнему", "любовь к ближнему", "благоговение перед красотой и гармонией сотворенной природы", "ожидание чуда" и т. д.

Важный элемент религиозно-психологического комплекса — религиозное общение ("личная, эмоционально насыщенная взаимосвязь верующих, в форме которой происходит актуализация и персонификация религиозных отношений") [41].

Как и всякое общение, религиозное общение осуществляется с помощью различных социально-психологических механизмов: внушения, заражения, подражания, идентификации и др. Вместе с тем не всякое общение верующих религиозное, поскольку оно может развертываться в нерелигиозных сферах: экономической, политической, военной, художественной, в быту; на отдыхе и т. д.

Для глубоко религиозного человека бог или иные сверхъестественные сущности нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает важное место в жизни таких людей. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке.

Бог для верующего — собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит. К иллюзорному общению с богом человека нередко толкает дефицит общения с людьми, дефицит внимания и сочувствия к его нуждам и потребностям.

Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом, верующих со священнослужителем и верующих с гипостазированными существами — с Богом, ангелами, душами умерших и т. д. В религиозном общении находят выражение различные аспекты религиозных отношений: господство — подчинение ("Господь и раб Господень"), нравственно-религиозные отношения (покорность, смирение, религиозная любовь), отношения покровительства и охранения (ангел-хранитель), подчинения и авторитарности [60].

В процессе религиозного общения, имеющего место в той или иной религиозной общине или конфессии, у верующих постепенно формируется чувство "Мы", происходит отделение их последователей от других верующих, верующих от неверующих, которые оцениваются как "Они".

С одной стороны, верующие одной конфессии противопоставляют себя представителям других религиозных конфессий и обособляются, а с другой — они сплачиваются, консолидируются, испытывают все более сильную привязанность друг к другу, их психология и особенности поведения становятся все более схожими, они стандартизируются и конформизируются.

В результате такого рода процессов и на основе сформировавшихся мнений, представлений, стереотипов у верующих появляется чувство конфессионального превосходства. Далеко не последнюю роль в этом играют богословы и служители культа.

Конфессиональная (религиозная) исключительность — характерное явление для всех современных религий. Однако в каждой религии она проявляется специфически, в конкретных формах. В повседневной жизни конфессиональная исключительность поддерживается как религиозной идеологией (через богословов, служителей культа, миссионеров и их богословские труды), так и посредством религиозного культа.

С социально-психологической точки зрения конфессиональная исключительность — явление не столь безобидное, как может показаться на первый взгляд. Отличие и отделение последователей одной религии от других порождают определенную настороженность и даже напряженность во взаимоотношениях между верующими различных конфессиональных групп, которая в определенных условиях может привести к открытой вражде [47].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Методические требования к организации урока математики в работе с младшими школьниками с ЗПР
Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все новые компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, средства, методы, организация. Особенности урока математики обусло ...

Психология и трудовое воспитание
Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще не использованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические зак ...

Понятие ценностного отношения к природе и его анализ в психолого-педагогической литературе
Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским. В работах современных исследователей — Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и др. — также отмечается важность идеи развития эмоционально-полож ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru