По замечанию Л.М. Шипициной, введение термина сопровождение не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими — помощь, поддержка или обеспечение — не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма помощи (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги [48].
Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка (рис.1).
Рис. 1 "Субъектный четырехугольник" (По Е.И. Казаковой)
Следует различать понятия:
• процесс сопровождения;
• метод сопровождения;
• служба сопровождения [21].
Близкими понятиями к понятию сопровождение считаются обеспечение, помощь.
Если исходить из того, что сопровождение — это обеспечение, тогда под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Если предположить, что сопровождение — это помощь, то под сопровождением понимается процесс — совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:
— диагностика сущности возникшей проблемы;
— информация о сути проблемы и путях ее решения;
— консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
— первичная помощь на этапе реализации плана решения.
Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения — это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения [63].
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
• рекомендательный характер советов сопровождающего;
• приоритет интересов сопровождаемого ("на стороне ребенка");
• непрерывность сопровождения;
• мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
• стремление к автономизации.
Смена или расширение социальной среды и социальных требований к подрастающей личности часто провоцируют различные отклонения в поведении, эмоциональные и нервно-психические нарушения. В этот период особенно важно оказать превентивную и консультативную помощь детям в целях профилактики и коррекции возможной социальной и психологической дезадаптации. Эту проблему способно решить социально-педагогическое сопровождение [40].
И. Трус предлагает следующее определение.
Социально-педагогическое сопровождение — это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации детей; перспектив их личностного роста [59].
Моделируя процесс социально-педагогического сопровождения мы опираемся на следующие концептуальные положения;
Естественное развитие личности ребенка первично.
Ребенок — не только и не столько объект социально-педагогического воздействия в процессе коррекционной работы, но он в первую очередь - активный субъект взаимодействия с родителями, учителями, социальным педагогом, психологом входе реализации коррекционно-развивающей программы. Реальные изменения в личностных образованиях, в характере ребенка возможны только при наличии у него желания и потребности к самоизменению и самосовершенствованию.
2. Социокультурное развитие ребенка проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды.
Тонкости педагогики:
Средства выразительности устной речи
Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение. Техника речи: М.А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделить время для специальных ...
Формы работы с детьми по формированию количественных представлений
Работу с детьми младшей группы целесообразно начать с упражнений в выделении качественных свойств предметов. Особенно полезно давать задания на подбор и группировку предметов по заданным признакам. Варианты заданий 1-й вариант 1. Выбрать среди нескольких игрушек такую же (по образцу). Педагог стави ...
Психологические типы личности
Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для ...