Необходимо помнить, что в рамках модели социально-педагогического сопровождения сможет работать только тот специалист, кто умеет видеть в каждом ребенке уникальную личность, творчески подходить к деятельности по сопровождению.
Для успешности этой работы необходим учет ряда факторов (А.Реан, Н.Кузьмина).
1-я группа — объективные факторы. Они связаны с реальной системой и последовательностью педагогических действий, направленных на достижение искомого результата;
2-я группа — субъективные факторы. Эти факторы связаны с субъективными предпосылками профессиональной деятельности. К ним можно отнести: мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость. удовлетворенность, творчество
3-я группа — объективно-субъективные факторы. Они связаны с организацией социально-педагогической среды [56].
Как отмечает И. Трус, система комплексного сопровождения детей в интересах их позитивного развития находится пока в стадии апробации и становления. Однако у нее уже есть инвариантные признаки:
— общее понимание сопровождения как особого вида помощи человеку в поиске путей разрешения противоречий личностного развития;
— осознание необходимости комплексного подхода, который обеспечивается командной работой специалистов различных профилей: социальных педагогов, психологов, медицинских работников, учителей-предметников, классных руководителей, а также активного участия родителей и самих детей[59].
Эффективность процесса социально-педагогического сопровождения во многом зависит от социального педагога. Модели личности и профессиональной деятельности социального педагога рассматривали в своих работах В.Е. Бочарова, Ю.В.Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Р.В. Овчарова и др.
Все исследователи единодушны в том, что не каждый человек пригоден для социальной работы.
Будучи представителем одной из помогающих человековедческих профессий, социальный педагог имеет дело с личностью. На практике это означает, что любой человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу, может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в спектр своих проблем. В то же время специалист, оказывающий помощь, испытывает воздействие со стороны клиента. Это воздействие может быть позитивными и негативными. И задача социального педагога заключается в сохранении способности к сопротивлению в случаях негативного влияния и осуществлении эмпатии в случаях позитивных воздействий. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение личностных параметров этого специалиста[36].
Т.Н. Шульга, Л.Я. Олиференко отмечают, что основным фактором, определяющим профессиональную компетентность социального педагога, является гуманистическая направленность его личности. На практике она проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и профессиональная ответственность, доброта, социальная справедливость, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Социально-педагогическая деятельность многопрофильна и многоаспектна. И профессиональная компетентность социального педагога определяется не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и высокой работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять наступлению эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома "эмоционального сгорания", способностью выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах. Эмоциональная сфера этого специалиста должна характеризоваться эмоциональной стабильностью, преобладанием положительных эмоций, отсутствием тревожности как черты личности, способностью преодолевать психологические стрессы [64].
Поэтому он в своей профессиональной деятельности использует различные социальные роли и меняет их в зависимости от ситуации.
Р.В.Овчарова выделяет 6 социальных ролей социального педагога:
• посредник (связующее звено между личностью и социальными службами);
• защитник интересов (защита законных прав личности);
• участник совместной деятельности (побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы);
Тонкости педагогики:
Формы социально-педагогической помощи семье
В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы. Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия. Крисисинтервентная модель работы ...
Психологические основы непроизвольной памяти младших школьников
Развитие передовой философской общественной и естественнонаучной мысли оказывало свое положительное влияние на разработку специальных вопросов психологической науки, в том числе и вопросов психологии памяти. В связи с этим в развитии отечественной и зарубежной психологии были не только общие черты, ...
Включенность личности в творческий коллектив
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию. В социальной п ...