Содержание начального образования непрерывного курса информатики

Современная педагогика » Разработка демонстрационного практикума по информатике для младших школьников » Содержание начального образования непрерывного курса информатики

Страница 2

•применять компьютер и информационные технологии для обработки построенных моделей;

•оценивать и использовать полученные результаты.

Все компоненты этой цепочки являются обязательными. Изъятие любого звена нарушает логику осмысленной информационной деятельности и ведет к формальному освоению компьютера.

Приоритетность основных содержательных линий в базовом курсе информатики относительна, поскольку курс призван дать представление обо всех основных вопросах информатики как отрасли науки и сферы деятельности и заложить фундамент для дальнейшего углубленного изучения информатики.

От 11 до 14 лет, согласно Ж. Пиаже, ребенок находится в фазе «абстрактного мышления», поэтому целесообразно использование компьютера как средства исследования абстракций в различных предметных областях.

В базовом курсе целесообразно достаточно подробное знакомство с алгоритмизацией. Что касается информационного моделирования, целесообразность изучения которого в рамках базового курса информатики несомненна, то основной акцент в его изучении следует сделать на формализацию в самом широком смысле этого слова. Психологические исследования подтверждают, что школьники испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в формализованном и формальном видах: не воспринимают формул, не умеют читать графики, не видят закономерностей, отраженных в таблицах, испытывают трудности при заполнении формуляров и пр. Курс информатики может стать в этом отношении систематизатором подобного рода знаний и умений.

Приоритетными вопросами базового курса информатики являются:

• в направлении «Информационное моделирование» — основы информационного моделирования и формализации, алгоритмы и их свойства, использование аппаратного и программного обеспечения для создания собственных информационных продуктов;

Основная цель курса информатики в начальной школе — сформировать у учащихся понятийный аппарат, необходимый для понимания и оценки окружающей их информационной среды, развития целостной системы знаний. Эти понятия получают свое развитие в курсе информатики и информационных технологий основной школы.

В соответствии с концепцией курс информатики на начальной ступени, как и на всех последующих, строится на трех основных линиях — «Информация и информационные процессы», «Моделирование и формализация», «Информационные основы управления». Несмотря на кажущуюся абстрактность, эти понятия наполняются вполне конкретным содержанием, понятным и необходимым учащимся начальной школы.

Понятие «информация» раскрывается на основе анализа примеров и уровне представлений о использовании информации при обучении, получении знаний. Параллельно даются примеры основных информационных процессов: сбора, хранения, переработки, передачи, кодирования.

Основное внимание в начальной школе отводится деятельности по представлению и кодированию информации. Результатом такой деятельности являются информационные модели (тексты, рисунки, диаграммы). Введение этого понятия позволяет увидеть общность многих других понятий, изучаемых в начальной школе (например, именно в информатике формируется принципиально важное для современного мировоззрения понятие «текст»).

Обсуждение вопросов управления информационными процессами выводит на традиционные для начальной школы темы «Алгоритм» и «Исполнитель».

Изучение и освоение компьютера происходят на всех ступенях обучения, в том числе и в начальной школе. При этом следует учитывать несколько моментов.

Учащиеся начальной школы, как правило, уже имеют определенные представления о компьютере и компьютерных программах. Задача школы состоит прежде всего в том, чтобы систематизировать эти стихийно сложившиеся представления и связать их с основными понятиями информатики. Это может быть достигнуто использованием ряда методических подходов, таких, как «черный ящик», «компьютерный эксперимент» и др.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер — это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Более того, большинство вводимых понятий (модель, объект, управление, исполнитель и пр.) являются именно теми понятиями, с помощью которых формулируются и решаются информационные и не только информационные задачи.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Выявление уровня развития навыков учебно-познавательной деятельности младших школьников с ЗПР
Исследование проводилось в школе №6 г. Балея в 3 классе у учителя - Карымовой Валентины Михайловны. На протяжении нескольких лет учитель начальных классов ведет работу с детьми, у которых стоит диагноз "Олигофрения" и "ЗПР". В 3 классе 11 учащихся: 5 учащихся имеют диагноз " ...

Трудовое обучение и воспитание в школе: их эффективность
Конструктивные принципы трудового обучения и воспитания в советской школе еще с конца 20-х гг. подверглись деформации и искажению. В условиях командно-административной системы как в теории, так и особенно на практике был осуществлен отход от прогрессивной концепции соединения обучения с производите ...

Методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по аудированию
Одной из проблем, с которыми столкнулось образование с переходом к Единому Государственному Экзамену, является педагогическая подготовка не только школьников и их родителей, но и учителей. В связи с этим мы подобрали методические рекомендации, которые наилучшим образом помогут учителям в подготовке ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru