Ценность здоровья не перестает быть таковой, если она осознается человеком. Здоровье - это та вершина, на которую человек должен подняться сам. Большинство людей, как показывает практика, ценность здоровья осознают только тогда, когда оно почти утрачено или находится под серьезной угрозой.
Академик Н.М. Амосов отмечал: "В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, которые нельзя заменить ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней".
При ценностном подходе к индивидуальному (личностному) и коллективному (групповому) здоровью встают серьезные задачи по воспитанию положительной мотивации, формированию позитивных моральных и эстетических стимулов его укрепления. Как полагают В.В. Милашевич и Е. В, Краснов, "обучению здоровью для желающих - первая цель. Воспитание общей культуры здоровья - цель более глобальная", В соответствии с критериями эпидемиологии можно констатировать в современной России, на фоне проводимых рыночных реформ, необъявленную эпидемию основных неинфекционных заболеваний и преждевременной смертности. Масштабы и скорость нарастания этой эпидемии свидетельствуют однозначно: остановить этот негативный процесс с помощью совершенствования только лечебных мер невозможно. Поэтому актуальность профилактики основных неинфекционных заболеваний многократно возрастает (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева).
В контексте общей охраны здоровья нации следует рассматривать и проблему профессионального здоровья учителя. В центре внимания в настоящее время должны быть здоровые мать, отец, ребенок, педагог, здоровый образ жизни и деятельности.
Результаты многолетних исследований (Л.М. Митина) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, помимо прочих, и учителями.
Не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих больших резервов самообладания и саморегуляции, В условиях постоянного стресса у человека могут возникать профессиональные заболевания. Неудивительно, что учителя, как профессиональная группа, отличаются низкими показателями здоровья, И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.
На состояние здоровья, несомненно, оказывает влияние множество факторов, но эксперты ВОЗ в 1980-х годах выделили четыре основных группы факторов, формирующих здоровье человека, и определили их соотношение, В 1994 году в Федеральных концепциях "К здоровой России" и "Охрана здоровья населения" Межведомственной комиссией Совета безопасности РФ по охране здоровья населения это соотношение было определено для жителей нашей страны следующим образом (в скобках данные ВОЗ):
состояние внешней среды 20-25% (20%);
биологические факторы 15-20% (20%);
медицинское обеспечение 10-15% (7-8%);
условия и образ жизни 50-55% (52-53%),
Как видно из приведенных данных экспертов ВОЗ и России в общей структуре факторов, формирующих здоровье, главную роль играет образ жизни. Образ жизни включает в себя четыре категории: экономическую - "уровень жизни, социологическую - "качество жизни", социально-психологическую - "стиль жизни" и социально-экономическую - "уклад жизни", П, Лисицын рассматривает: качество жизни - это "восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых они живут и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами"; уровень жизни - количественная характеристика размера и структуры материальных и духовных ценностей; уклад жизни - временной регламент явлений общественной жизни (труда, отдыха и т, д,), в рамках которого проходит жизнедеятельность людей; стиль жизни - индивидуальные особенности поведения, Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.
Тонкости педагогики:
Личностный подход в образовательной технологии
Личностное развитие человека зависит от его индивидуальных особенностей. С ними связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг интересов и запросов, а также его поведение в социуме. Именно поэтому индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. К ...
Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха
в Красноярском крае
Если проследить путь создания учреждений специального дошкольного образования, то можно сделать вывод, что на территории Красноярского края он начался в 20-е гг. XX в. Это были первые школы, а иногда и классы при школах. В работах Брунова Б.П. указывается, что государственное обучение детей с откло ...
Концепция музыкального образования
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдви ...