Одна из важнейших задач исходной школы - образование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом каждого дальнейшего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два важнейших компонента:
а) технику чтения (положительное и стремительное восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с иной),
б) осознание текста (извлечение его смысла, оглавления).
Хорошо понятно, что оба эти компонента узко взаимосвязаны и основываются друг на друга: так, улучшение техники чтения облегчает осознание читаемого, а легкий для понимания текст отличнее и вернее понимается. При этом на первых стадиях образования навыка чтения больший смысл придается его технике, на последующих - пониманию текста.
Невзирая на продолжающиеся споры о методах обучения чтению, определен непременный элемент: овладение парадоксов между буквами и звуками. Данный шаг - 1-й, но не конечный на пути к глубокому и полному овладению родной речью.
Существуют два важнейших, противоположных в своей основе способа обучения чтению. Один именуется способом целых слов, иной - фонологическим.
Фонетический подход основан на алфавитном тезисе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает довольные познания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления:
Способ систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей ступенчато обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Изредка программа включает в себя и фонетический обзор - знание манипулировать фонемами.
Способ внутренней фонетики уделяет главенствующее внимание визуальному и смысловому чтению. То есть школьников обучают узнавать либо идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка либо контекста. И теснее потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В совокупности у этого способа результативность ниже, чем у способа систематической фонетики. Это связано с отдельными особенностями нашего мышления. Ученые узнали, что способности к чтению напрямую связаны со познанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при исходном обучении чтению оказываются даже главней, чем всеобщий ярус ума.
Лингвистический способ. Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее применяется при обучении чтению. Дети приходят в школу с огромным резервом слов, и это способ предлагает начинать обучение на тех словах, которые зачастую применяются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.
Способ целых слов. Тут детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом способе не учат ни наименований букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. Позже того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова зачастую встречаются. В России данный способ известенм как способ Глена Домана. Поборники раннего становления увлекались им в 90-х годах.
Способ целого текста. В чем-то схож с способом целых слов, но огромнее апеллирует к языковому навыку ребенка. Скажем, дается книга с интересным сюжетом. Ребенок читает, встречает неизвестные слова, о смысле которых ему надобно додуматься с поддержкой контекста либо иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов. Цель этого подхода - сделать процесс чтения славным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово ненормально, его не исправляют. Лидирующий довод: чтение, как и освоение разговорного языка, натуральный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса независимо.
Способ Зайцева. Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, либо из согласной и твердого либо мягкого знака, либо же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал разными по цвету, размеру и звуку, тот, что они издают. Это помогает детям ощутить разницу между гласными и согласными, громкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова. Методология относится к фонетическим способам, чай склад - это либо слог, либо фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает представление о буквенно-звуковых соответствиях, от того что на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".
Комплекс упражнений для улучшения навыков чтения
Лучше каждого занятия проводить с группой из 3-4 детей, испытывающих сложности в чтении, в форме веселых соревнований: кто положительнее и удачнее исполнит задание? Желанно проводить их повседневно, возможны также варианты через день и два раза в день. Максимальная длительность занятия - 30 мин, минимальная - 5-10 мин.
Тонкости педагогики:
Организация констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы – интерната VIII вида г. Шатура Московской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 2 класса (начало обучения). Учащиеся, участвующие в констатирующем эксперименте, имеют умственную отсталость в степени дебильно ...
Проблема классификации методов обучения
Проблема классификации методов обучения представляется одной из самых сложных проблем современной дидактики. При классификации по источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. В свою очередь, к словесным относятся методы работы с книгой, лекционные метод ...
Методика работы по развитию представлений о величине и способах измерения
Дети уже на предшествующем этапе усвоили, что предметы могут изменяться по длине, ширине, высоте, толщине. Но важно, чтобы дети не только определяли эти изменения на готовом материале, но и сами производили их. Например, им предлагается нарисовать или Бырезать два-три прямоугольника одинаковой длин ...