Методы и формы работы по формированию ценностного отношения к природе

Страница 2

Привлечение детей к проведению несложных опытов имеет очень большое значение для развития их наблюдательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. Воспитывать устойчивый интерес к природе и ценностное отношение можно только на примере положительных результатов [7].

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, праздники и развлечения.

Занятия – это основная форма организации детей. Воспитатель проводит занятия со всей группой и в строго отведенное время. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Наряду с образовательными, на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование ценностного, заботливого отношения к природе, развития эстетического отношения к ней [12].

Экскурсии – это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду и так далее Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они повышают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств, ведет к признанию ценности и значимости природы [7].

Прогулки широко используются для формирования правильного отношения у детей к окружающему миру. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту и неповторимость [12].

Интересная и разнообразная работа проводится в уголке природы и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых умениях и навыках. Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности, построение взаимоотношения человека с природой на равных.

Значение праздников и развлечений трудно переоценить. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию. Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны правильного отношения к окружающему, в том числе и к природе [12].

Таким образом, задачи формирования ценностного, гуманного отношения к природе должны решаться как на специально организованных занятиях, так и в повседневной жизни детей через различные методы и приемы обучения, которые должны использоваться в комплексе для повышения эффективности воспитательного воздействия на дошкольников.

Так же важно помнить, что ценностные отношения детей к окружающему миру выражают их позицию относительно природоведческой деятельности человека, внимание к предметам и явлениям природы.

Экологическая позиция ребенка является своеобразным «фильтром» при восприятии природных объектов, и от того, какой она будет, зависит степень формирования у дошкольника субъективного отношения к природе. Она обладает определенными параметрами, в которых выражаются его нравственные качества, которые необходимо учитывать во время организации воспитательно-образовательного процесса.

Существуют разные экологические позиции человека по отношению к природе. Наиболее важной в формировании у дошкольника отношения к природе может быть паритетная позиция – готовность взаимодействовать с природой на равных, с уважением и вниманием.

Паритетная позиция ребенка по отношению к окружающему миру развивает в нем чувства ответственности и сознательной оценки своих поступков и образа жизни через использование эмпатии (сопереживание), идентификации (отождествление), рефлексии (самоанализ своих действий и поступков) и субъектификации (природный объект рассматривается как субъект). Это способствует формированию доброжелательности, что является необходимым условием благополучной жизни человека на нашей планете.

Важно формировать у детей правильную, позитивную позицию по отношению к окружающему миру, в том числе к живой природе.

Итак, ценностные отношения заключаются в той позиции, которую занимает человек по отношению к обстоятельствам, выдвигаемым ему жизнью.

Особенности формирования ценностного отношения к природе:

1. Педагогу необходимо помнить, что дошкольник сориентирован на мир природы. Поэтому воспитатель должен это учитывать и не переориентировать ребёнка на мир людей, а наоборот – с помощью мира природы должен развивать и расширять социальное взаимодействие дошкольника с другими людьми.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Экспериментальное исследование воображения детей старшего дошкольного возраста
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста МОУ ДО "Центр развития ребенка - д/с №345", общеразвивающего вида. Количество испытуемых 30 человек, по 15 человек из экспериментальной и контрольной групп. Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня развити ...

Понятие «развивающая среда», принципы организации предметно-развивающей среды
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладыв ...

История развития стандартов
История стандарта непродолжительна, это достаточно новый передовой педагогический инструмент – стандартам всего 25 лет. Первым был американский стандарт по математике. Он был создан по инициативе учителей в Ассоциации учителей математики США. О том, что история образовательных стандартов в России н ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru