Методические рекомендации по формированию лексики у дошкольников с ОНР

Страница 2

2. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (Захарова А.В.) [16]. Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.

Например:

Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

3. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается отгадать предмет по его описанию.

Например: Это овощ. Он круглый, красный, вкусный. Что это? (Помидор)

II этап: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Задачи:

Актуализация и обогащение словаря прилагательных

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного (Захарова А.В.) [16]. Ответы на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная.

2. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"

Содержание: подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос "какое?".

Светит (какое?) солнце.

Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее.

3 направление. Развитие номинативного словаря.

I этап: Развитие пассивного словаря существительных.

Задачи:

Развитие номинативного словаря.

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Проговаривание наименований предмета (Ушакова О.С.) [40].

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: "Скажи, что это?"

2. Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета. (Захарова А.В.) [16].

Содержание: Взрослый просит детей закрыть глаза ("Раз, два, три, не смотри!"), прячет и задает вопрос: "Где автобус?" Дети ищут предмет по подсказке взрослого: "Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо". Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): "Ищите автобус рядом с книжной полкой"; "Ищи автобус там, где много есть воды"; "Ищи автобус под елкой"; "Ищи автобус там, где много машин". Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.

II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.

Задачи:

Актуализация и обогащение словаря существительных.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие слухового внимания и памяти.

Примерные виды заданий:

1. Игра "Угадай, кто так делает?"

Содержание: Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.) и т.д.

2. Игра "Чудесный мешочек".

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: "Я взяла сарафан, кофту, куртку". Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.

3. "Разложи картинки по сходству" (Ушакова О.С.) [40].

На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.

Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2-3 картинки. Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Методика обучения чтению на различных этапах школы
В отечественной методике вопросы обучения чтению всегда занимали особое место. Во все периоды социально – политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остается факт, что именно искусство чтения является систе ...

Организация, содержание и методы опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе физического воспитания
Работа выполнялась в научно-исследовательской лаборатории «Здоровье» и лаборатории проблем содержания и методов физического воспитания Самарского государственного педагогического университета. В констатирующем эксперименте участвовали учащиеся Самарского областного педагогического лицея, общеобразо ...

Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования общего уровня развития детей раннего возраста. Данные контро ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru