Чтение строчек напротив по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что всякое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность сурового побуквенного обзора всякого слова (прогнозирование при этом всецело исключается), создает в речедвигательной системе установку на непривычные, непредвиденные сочетания звуков и тормозит "всплывание" знакомых штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения довольно распространенных ошибок "зеркального" чтения (когда, скажем, слово шар читается как раш и ребенок не примечает ошибки.
Потому что при исследовании было выявлено много ошибок чтения, связанных с пренебрежением окончания, то предлагаю следующее упражнение.
Чтение только 2-й половины слов. При чтении игнорируется первая половина всего слова и озвучивается только последняя; для данного наименования: - ние - лько - рой - вины - ов; мысленная линия раздела проходит приблизительно посередине слова, безусловная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребенка конец слова как значительную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и предисловие, и формирует навык побуквенного его обзора. Она приводит к резкому уменьшению экстраординарно распространенных ошибок, когда положительно прочитывается лишь предисловие слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Чтение пунктирно написанных слов. Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не всецело, а с отсутствием некоторых их частей, впрочем так, дабы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на старинном папирусе были написаны значимые для всех данные, впрочем со временем папирус обветшал и написанные слова отчасти разрушились; нужно поперек этому нарушению все-таки извлечь из них толк. Степень уничтожения букв со всем разом потихоньку возрастает. Это упражнение закрепляет в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18 и 19-е поля Бродмана), типичное функционирование которой является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.
Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать нужно только по нижним частям букв. Позже того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину 2-й строчки, и т.д. Это упражнение формирует мощную игровую мотивацию, требующую стремительного прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (поспеть прочитать нижнюю строку во что бы то ни стало, пока она открыта), а также чтения не вслух, а про себя (потому что это нужно спрятать), а в случае неудачи задает внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым дозволено уточнить не всецело увиденное либо поправить неверно прочтенное слово. Данное задание также исключительно главное для образования словесно-логической памяти (ее объема, от того что нужно держать сразу несколько слов, ее прочности, потому что удержанное нужно сберегать несколько секунд, и ее стабильности к интерференции - такое удержание нужно совмещать с чтением иной строчки).
Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как дозволено стремительней обнаружить в тексте. Сначала эти слова предъявляются зрительно, в будущем - на слух. Желанно, дабы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Разыскав их, ребенок может их подчеркнуть либо обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее стабильность к интерференции.
Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв. Тут пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими, скажем: Никогда еще королева так не кричала, не была такой сердитой. Данное задание вырабатывает способность единовременно сочетать выдвижение смысловых догадок о читаемом слове с его суровым побуквенным обзором.
Чтение текста через слово. Читать следует не как обыкновенно, о перескакивая через всякое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит многообразие, оживление в ставший для ребенка тоскливым процесс чтения, во-вторых, создает у него чувство быстроты, возросшей скорости чтения, что дюже главное для укрепления его надежды в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости добавочно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, содействует становлению глазодвигательной активности ребенка вследствие непрерывному чередованию стремительных и неторопливых движений глаз.
Тонкости педагогики:
Анализ российских и зарубежных методик оценки
качества образования
Объективная и всесторонняя оценка качества образования необходима. Это крайне важная функция управления качеством образования, без которой не ясно, какие же изменения следует осуществить. Сегодня в России складываются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования. Внешняя система оценки ...
Сущность социальных проблем современной семьи
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, н ...
Особенности игровой деятельности детей раннего
дошкольного возраста
Прежде чем мы перейдем к характеристике особенностей игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, рассмотрим определение понятий «игра», «ведущая деятельность». В филологии, педагогике и психологии термин «игра» имеет разные толкования. Наиболее подробно понятия «игра», «играть» дает В. ...