Ключ к фурору в обучении - это становление у ребенка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.
Такая организация учения, при которой всякий ученик включен в энергичную, в существенной степени - независимую познавательную действие, разовьет быстроту и точность восприятия, стабильность, продолжительность и широту внимания, объем и подготовленность памяти, эластичность, логичность и абстрактность мышления, трудность, богатство, многообразие и правильность речи.
Становление школьника допустимо только в деятельности. Так, быть внимательным по отношению к предмету - это значит быть предприимчивым по отношению к нему: «То, что мы называем организацией внимания ученика,- это, раньше каждого организация определенных процессов его учебной деятельности».
В нынешней школе принят звуковой аналитико-синтетический способ обучения грамоте. Особые исследования и навык представляют, что дети, приходящие в 1 класс, исключительно из детского сада, по своему психическому становлению готовы и к восприятию отдельных звуков, и к обзору и синтезу как мыслительным действиям.
Во время учебы грамоте громадное внимание уделяется становлению фонематического слуха, т. е. знания распознавать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слов, из слогов. Учащиеся обязаны «узнавать» фонемы (основные звуки) не только в мощных, но и в слабых позициях, распознавать варианты звучания фонемы.
Но в школе запросы к фонематическому слуху достаточно высоки: школьники упражняются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с разными другими звуками и т. д.
Фонематический слух нужен не только для удачного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое число орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции (русскую орфографию изредка называют фонематической).
Становление фонематического слуха требует также крайне развитого слухового агрегата. Следственно в период обучения грамоте нужно проводить разные слуховые упражнения (становление слуховых восприятий).
Ядром обучения и чтению и письму является речь самих детей, уровень ее становления к моменту поступления в школу.
В методической науке выделяют три периода образования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический период характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и вызывают у ребенка отдельных усилий по произведению обусловленных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда нужно причитать буквы вне слияния, озвучить весь увиденный графический слог, т.е. произнести плавно, так, дабы узнать слово и осознать его. Чтение по слогам - это знак того, что ребенок находится на самом первом периоде образования навыка - аналитическом. Обыкновенно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте. Впрочем педагог должен помнить, что всем ребенку присущ свой темп в становлении вообще и в овладении навыком чтения в частности.
Синтетический период полагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и понимание читаемого происходят единовременно. В данном периоде ребенок начинает читать целыми словами. Впрочем, основным знаком перехода чтеца на данный этап является присутствие при чтении интонирования. Главное, чтобы ребенок не легко осознавал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным оглавлением читаемого. Интонация при чтении возникает при условии, если чтец удерживает в сознании всеобщий толк читаемого. Это обыкновенно происходит на 2-й год обучения в исходной школе.
Стадия автоматизации описывается как стадия, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его умственные усилия направлены на осознание оглавления читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. для периода автоматизации свойственно тяготение ребенка читать про себя. Основным знаком того, что дети достигли уровня механического чтения, является их непосредственная чувствительная реакция на самосильно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими ощущениями без дополнительных вопросов педагога, тяготение обсудить прочитанное.
Тонкости педагогики:
Необходимость введения стандартов
Реформа системы образования в постсоветской России осуществлялась в сложных условиях. Российское общество переживает период глубоких структурных, в частности социокультурных изменений. В системе образования, как и в обществе в целом, произошли серьезные изменения, смысл и значение которых обусловле ...
Разработка учебно-технической
документации
Назначение учебно-технической документации Учебно-техническая документация играет большую роль в производственном обучении. Необходимо, чтобы учащиеся с первых дней работы в мастерской приучились выполнять производственные задания по учебно-технической документации. Для этого необходимо заблаговрем ...
Сравнительная характеристика программ обучения и воспитания дошкольников
«Дитина» и «Малятко»
Сегодня обычные детские сады работают по двум программам — «Дитина» и «Малятко». Последняя разрабатывалась Институтом психологии. Ее основной принцип — не учить и воспитывать, а развивать заложенное в ребенке природой, помогая ему познавать окружающую действительность через то, что ему близко. Заня ...