Становление экономической компетентности у старших школьников

Современная педагогика » Исследование ценностных ориентаций старшеклассников » Становление экономической компетентности у старших школьников

Страница 2

Первый этап — экономическая подготовка школьников, передача им базовых знаний о личной, семейной экономике, подготовка к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, ознакомление с основами социально-экономической защиты молодежи в условиях формирующихся рыночных отношений.

Второй этап — углубленная подготовка в школах (лицеях, гимназиях) определенного контингента учащихся, проявляющих интерес к финансово-экономической сфере деятельности и предполагающих дальнейшее обучение в высших учебных заведениях экономического профиля.

Третий этап — предпрофессиональная или начальная профессиональная подготовка старшеклассников в области экономики и бизнеса. Выделенные этапы и их показатели являются необходимыми для нас в целях выделения уровней сформированности экономической компетентности. Понятие «уровень» выражает диалектический характер процесса развития, позволяющий познать предмет во всем многообразии его свойств, связей и отношений. Начальный уровень развития характеризуется как возникновением новой системы на основе ей предшествующей в виде определенных предпосылок — разрозненных компонентов. На следующем уровне происходит возникновение внутри существующей системы определенного единства компонентов более высокого уровня. На высоких уровнях в результате происшедших изменений происходит замена одной системы другой, развитие новой возникшей системы. В этом заключаются методологические позиции в понимании сущности процесса развития и его уровней.

В содержании экономической компетентности старшеклассников мы выделяем коммуникативный компонент (направленность на изучение предмета, как средство личностного и профессионального общения, знание предмета и применение полученных практических навыков); дидактический компонент (умение решать задачи, разрешать проблемные ситуации, применение творческого подхода к деятельности); рефлексивный компонент (развитие личности, выбор своей будущей профессии). При становлении экономической компетентности у старшеклассников необходимо учитывать некоторые особенности их развития. Поскольку сейчас уже никого не удивит тот факт, что в подростковом периоде приобретение знаний уже нередко выходит за пределы учебной программы, осуществляется самостоятельно и целенаправленно. С возрастом эта тенденция увеличивается.

Отчетливо выделяются две группы. У значительной части подростков появляется устойчивая склонность к умственной работе и стремление овладеть новыми знаниями и умениями. У некоторых подростков объем знаний гораздо больше требуемого по школьной программе. Во многом сходна с такими учащимися обычно существующая группа способных, но плохо работающих в классе и дома подростков, у которых склонность к интеллектуальной деятельности, вдумчивость, умение долго и сосредоточенно работать, увлеченность познавательно-продуктивной деятельностью проявляются не при усвоении содержания учебных предметов. У таких подростков ценные качества личности формируются не при усвоении школьных знаний, а в самостоятельной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ. Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для старшеклассников субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему, и когда разные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продуктивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Именно у учащихся старших классов появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Учение приобретает личностный смысл и превращается в самообразование. Именно в подростковом возрасте учение в школе может стать деятельностью формальной, когда у подростка преобладают сильные внеучебные интересы, а познавательные — слабые или отсутствуют. Только одно абстрактное понимание необходимости учения в школе — недостаточный для подростка стимул к работе. Позиционные мотивы (например, стремление быть в классе в числе лучших учеников и тем самым занимать иное положение по сравнению с остальными) обладают большей побудительной силой. Однако отношение к отметке как к главному в учении при отсутствии интереса к усваиваемым знаниям ведет к распаду учебной деятельности. Учение превращается в неинтересный, тяжелый труд, а знания имеют формальный характер. Поэтому при внедрении какой-либо учебной программы, идеи, проекта должны учитываться все личностные особенности учащихся. Таким образом, процесс становления экономической компетентности у старшеклассников способствует развитию интеллектуальной, мотивационной, предметно-практической сфер личности, а также развитию личности в целом.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Анализ программ по музыкальному воспитанию дошкольников
В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможнос ...

Тувинский фольклор как факт духовной культуры
Фольклор – это, прежде всего, вполне самостоятельное искусства слова. Однако многообразие функции и связи фольклора (воспитательные, познавательные, мировоззренческие, духовно-нравственные, художественно-эстетические, бытовые, социальные, культурные, психологические) делают его фактом этнографическ ...

Формирование гуманистических ориентаций
Система гуманистических ценностей – важнейший компонент культуры и культурной жизни. Она возвышает человека, приобщает его к миру духовности. Благодаря гуманистическим ценностям человеческое существование выходит за рамки материальных потребностей и интересов, за рамки того, что необходимо для жизн ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru