Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.». «Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»
“Ценностные ориентации – это, прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизненно организующих начал и не готовность или готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта жизни».
Говоря образно, это пора смятений, открытий, утверждений, проверок и утрат. В это время самые светлые убеждения, вынесенные из детства, проходят суровые испытания. Оптимизм уступает место трезвой оценке. Сила неприятия в оценках сильнее, чем стремление и умение создавать свое, главный стимул поведения к деятельности – доверие и справедливая мера вознаграждения, подкрепляющее чувство собственного достоинства и независимость от окружающих. Сильное желание самовыражения, ирония как средство самозащиты.
Л.И. Божович подчеркивала, что выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения.
Усвоение юношей нравственного образа происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образа не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл.
Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями.
Нравственные убеждения возникают и оформляются, только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения к деятельности школьников.
Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему позицию. Особенно важным для подростка является мировоззренческий поиск, который включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Обзор результатов научных исследований социологов по поводу трагедийного положения значительных слоев молодежи: роста преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, массовой безработицы, бессмысленности существования – очень часто обвиняют в сгущении красок, излишней катастрофичности и т.д. «Потерянное поколение», «поколение пепси», «поколение Х», «поколение некст» – вот такие ярлыки "приклеены" молодежи массовым обыденным сознанием. СМИ запускают такую информацию, например, что профессия проститутки престижнее у молодежи профессии дипломата, или что многие преступления в среде подростков совершаются из-за голода, или молодежь вообще ленива по своей природе Так ли это?!
Тонкости педагогики:
Трудовая изобразительная деятельность детей
Игра «приемы приклеивания деталей без разметки», развивает ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета. Игра воспитывает аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус. Оборудование для воспитательницы: образец изделия, природный материал, заготовка для осн ...
Общественно-политическое воспитание учащихся: трудности и нерешенные проблемы
В изучаемый период в условиях тоталитаризма, диктата КПСС, командно-бюрократической системы, когда такие явления, как социальное лицемерие, разрыв слова и дела, игнорирование интересов личности, прочно утвердились в социально-политической жизни советского общества, воспитательный процесс подвергалс ...
Преподавания как деятельность
Преподавание – один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и опосредованной ...