Наш эксперимент был организован на базе школы № 1, 2 (1-4) класса. Состав класса 20 человек. Цель эксперимента – показать взаимосвязь непроизвольного запоминания табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток и индивидуальных особенностей школьников.
Для проведения данного опыта был использован прием Дженкинса: из двух испытуемых один был экспериментатором, значит, случайно запоминающим, другой – произвольно запоминающим. Материалом для запоминания был список из 20 бессмысленных слогов. Список предъявлялся 1 раз по 4 секунды на каждый слог. Проверка сохранения проводилась у одной половины испытуемых воспроизведением, у другой – узнаванием; в обоих случаях она проводилась дважды: непосредственно после опыта и через 20 минут.
Ниже приведены результаты:
Воспроизведение оказалось более чувствительным способом для выявления разницы между произвольным и случайным запоминанием. Кроме этого, при произвольном запоминании воспроизведено больше слогов с меньшей ассоциативной ценностью, чем при случайном. Значит, намерение запомнить оказалось важнее для относительно мало знакомых, чем для более знакомых слогов.
Во втором эксперименте проверялось, как будет изменяться разница в продуктивности произвольного и случайного запоминания в условиях введения облегчающего и тормозящего контекстов в процессе самого воспроизведения. Материалом запоминания был список из 30 слов – прилагательных. В целях создания аналогичных условий для групп произвольно и случайно запоминающих было введено ориентирующее задание; обе группы испытуемых должны были оценить частоту применения этих прилагательных по семи бальной оценке: от 1 – "очень редко" до 7 – "очень часто". Группе произвольно запоминающих, кроме того, ставилась задача на запоминание. При проверке результатов обе группы делились на три подгруппы: воспроизводивших свободно и воспроизводивших с облегчающим и тормозящим контекстом. Облегчающим контекстом были слова, имевшую тесную связь (ассоциативную) с предъявленными прилагательными, а тормозящими – слова с отдаленной связью, затруднявшей воспроизведение нужных слов.
Ниже в таблице даны полученные результаты:
№ |
Условия воспроизведения |
Запоминание | |
произвольное |
случайное | ||
1 |
С облегчающим контекстом |
17, 62 |
18,00 |
2 |
Свободно воспроизведение |
12,62 |
9,41 |
3 |
С тормозящим контекстом |
7,19 |
7,38 |
Данные показывают, что только при свободном воспроизведении обнаруживается значительная разница в пользу произвольного запоминания. Разница между случайным и произвольным запоминанием является функцией от ассоциативной ценности раздражителей и способа проверки сохранения. По-видимому, раздражители с высокой ассоциативной ценностью вызывают сильные реакции различения независимо от инструкции запомнить. Последняя увеличивает частоту и интенсивность этих реакций на раздражители с низкой ассоциативной ценностью. Значит, чем ниже первоначальная сила реакций, способствующих запоминанию, тем действеннее становится установка на запоминание.
Тонкости педагогики:
Отношение к патриотическому воспитанию в России и Америке
Слова "патриот", "патриотизм" на всех европейских языках звучат схоже и основой для них являются греческие: patriotes – соотечественник и patris – родина. Для всех, живущих на земле, эти слова означают привязанность и любовь к месту жительства или к месту своего рождения, к свое ...
Установка оборудования
Обучение учащихся практическим навыкам установки многокомплектного оборудования начинается с четкого распределения между ними обязанностей по выполнению определенных функций. Одни из ребят развертывает секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их от стены к центру зала и фиксировали стопо ...
Понятие наркомании и факторы ее возникновения
Молодежь часто выступает транслятором облегченного отношения к наркотикам и наркотической субкультуре, пропагандируя такие ценности, как «наркотики бывают «серьезные» и «несерьезные», «наркотики делают человека «свободным», «наркотики помогают решать жизненные проблемы», «наркотики могут и должны б ...