Опытно-экспериментальная работа

Страница 1

Наш эксперимент был организован на базе школы № 1, 2 (1-4) класса. Состав класса 20 человек. Цель эксперимента – показать взаимосвязь непроизвольного запоминания табличных случаев сложения и вычитания с переходом через десяток и индивидуальных особенностей школьников.

Для проведения данного опыта был использован прием Дженкинса: из двух испытуемых один был экспериментатором, значит, случайно запоминающим, другой – произвольно запоминающим. Материалом для запоминания был список из 20 бессмысленных слогов. Список предъявлялся 1 раз по 4 секунды на каждый слог. Проверка сохранения проводилась у одной половины испытуемых воспроизведением, у другой – узнаванием; в обоих случаях она проводилась дважды: непосредственно после опыта и через 20 минут.

Ниже приведены результаты:

Воспроизведение оказалось более чувствительным способом для выявления разницы между произвольным и случайным запоминанием. Кроме этого, при произвольном запоминании воспроизведено больше слогов с меньшей ассоциативной ценностью, чем при случайном. Значит, намерение запомнить оказалось важнее для относительно мало знакомых, чем для более знакомых слогов.

Во втором эксперименте проверялось, как будет изменяться разница в продуктивности произвольного и случайного запоминания в условиях введения облегчающего и тормозящего контекстов в процессе самого воспроизведения. Материалом запоминания был список из 30 слов – прилагательных. В целях создания аналогичных условий для групп произвольно и случайно запоминающих было введено ориентирующее задание; обе группы испытуемых должны были оценить частоту применения этих прилагательных по семи бальной оценке: от 1 – "очень редко" до 7 – "очень часто". Группе произвольно запоминающих, кроме того, ставилась задача на запоминание. При проверке результатов обе группы делились на три подгруппы: воспроизводивших свободно и воспроизводивших с облегчающим и тормозящим контекстом. Облегчающим контекстом были слова, имевшую тесную связь (ассоциативную) с предъявленными прилагательными, а тормозящими – слова с отдаленной связью, затруднявшей воспроизведение нужных слов.

Ниже в таблице даны полученные результаты:

Условия воспроизведения

Запоминание

произвольное

случайное

1

С облегчающим контекстом

17, 62

18,00

2

Свободно воспроизведение

12,62

9,41

3

С тормозящим контекстом

7,19

7,38

Данные показывают, что только при свободном воспроизведении обнаруживается значительная разница в пользу произвольного запоминания. Разница между случайным и произвольным запоминанием является функцией от ассоциативной ценности раздражителей и способа проверки сохранения. По-видимому, раздражители с высокой ассоциативной ценностью вызывают сильные реакции различения независимо от инструкции запомнить. Последняя увеличивает частоту и интенсивность этих реакций на раздражители с низкой ассоциативной ценностью. Значит, чем ниже первоначальная сила реакций, способствующих запоминанию, тем действеннее становится установка на запоминание.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Цели и способы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста
Цели и способы работы по выявлению одаренности у детей в разных странах различны. Так, в России в большинстве случаев речь идет о развитии интеллекта, в США - о развитии социально-коммуникативных навыков, в Европе - тенденция к развитию свойственных ребенку способностей и задатков. Можно утверждать ...

Урок – основная форма организации обучения в школе
Я считаю, что примером применения преподавания является урок. Что такое урок? Ответ на данный вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. До настоящего времени в педагогической науке преобладающем является мнение, согласно которому урок – это систематически применяемая для решения задач обучен ...

Методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по аудированию
Одной из проблем, с которыми столкнулось образование с переходом к Единому Государственному Экзамену, является педагогическая подготовка не только школьников и их родителей, но и учителей. В связи с этим мы подобрали методические рекомендации, которые наилучшим образом помогут учителям в подготовке ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru