Влияние мотивации в обучении на формирование социально-личностных компетенций студентов

Современная педагогика » Роль социально-гуманитарных дисциплин в формировании и развитии социально-личностных компетенций студентов » Влияние мотивации в обучении на формирование социально-личностных компетенций студентов

Страница 4

Изучение мотивации студентов при выборе правомерного варианта поведения, как и отклонений от его норм необходимо для того, чтобы в дальнейшем учесть слабые и сильные стороны методологии образовательного процесса и возможности влияния на сознание студентов в плане привития им общественно-полезных навыков, а в целом – формирования позитивных жизненных установок студентов.

В нашем студенческом научном исследовании сделана попытка диагностировать мотивационные установки студентов. Был задан классический вопрос: зачем Вам нужно высшее образование? О том, что они получают образование ради диплома ответили 45% опрошенных, о том, что образование им необходимо ради знаний ответили 55% студентов. В тоже время, на вопрос, если бы у них была возможность устроиться на высокооплачиваемую работу без диплома, работали и не учились бы 75%, только 25% продолжили бы учёбу. Это говорит, во-первых, что мотивация обучения опрошенных в большинстве базируется на прагматических установках типа: «диплом для будущей хорошей работы», «высшее образование для безбедной жизни» и т.д. Во-вторых, можно предположить, что, в целом, авторитет знаний как таковых не высок, гораздо важнее для современных прагматичных студентов высокий уровень доходов. Такой стереотип транслируется средствами массовой информации, в частности, телевидением. Недаром многие студенты, принявшие участие в опросе, признались, что телевидение оказывает на них большее влияние (12%), чем даже родители (10%). Таким образом, ведущей мотивацией у опрошенных студентов является так называемая «внешняя» мотивация. Традиционно «внутренней мотивацией» называют такую, когда личность данный вид деятельности считает значимым сам по себе, а «внешней» мотивацией называют такую, когда личность стремиться к удовлетворению каких-либо не связанных с деятельностью потребностей (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.) [40, с. 135]. Интересно сопоставить данные нашего исследования с данными учёных, исследовавших эту проблему. Исследователь Р.К. Малинаускас, изучая мотивацию студентов разных периодов обучения, приходит к выводу, что в структуре мотивации изучаемых им студентов первого и четвёртого курсов педагогического вуза преобладает внутренняя мотивация. В нашем исследовании задействован был четвёртый курс, однако, результат противоположный. Причины этого несоответствия: во-первых, в рамках нашего исследования не было возможности провести столь масштабный срез (как у исследователя с 1 по 4 курс); во-вторых, задачей исследования было не выяснение мотивационной структуры, а влияния мотивации на формирование социально-личностных компетенций (поэтому, важно было диагностировать только её наличие); в третьих, наше исследование касалось негуманитарных специальностей, а у Р.К. Малинаускаса – это педагогические специальности [40, с.137].

Проведённое исследование позволяет сказать, что наличие положительной (внутренней либо внешней) мотивации у студентов оказывает положительное влияние на процесс обучения. Дисциплины социально-гуманитарного цикла способствуют формированию у студентов положительной мотивации в обучении, о чём свидетельствуют результаты опроса студентов. Студенты осознают, что образование является наилучшей возможностью занять высокий социальный статус, получать высокую заработную плату. Кроме того, многие из них считают, что должны ориентироваться не только в своей профессии, но и обладать знаниями об обществе, эрудицией, быть всесторонне развитыми личностями. В ответах на вопрос, по какой причине они хотят изучать ту или иную гуманитарную дисциплину, студенты писали (вопрос открытого типа), что эта дисциплина «поможет им в дальнейшей жизни», поможет «правильно понимать окружающий мир», «поможет общаться с окружающими» и т.д. (см. приложение). Это не что иное, как компетенция социально-личностного взаимодействия. Низкая мотивация в обучении в целом (и в изучении социально-гуманитарных дисциплин в частности) способствует тому, что обучаемые не только не осознают важности изучаемого предмета, но и отчуждаются от процесса обучения, только присутствуют, но не участвуют в учебном процессе. Говорить о развитии потенциала личности, расширении кругозора, потребности в самоутверждении, перспективном построение профессионального жизненного плана, осознании себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли в этом случае сложно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Методические рекомендации для учителей английского языка по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ по аудированию
Одной из проблем, с которыми столкнулось образование с переходом к Единому Государственному Экзамену, является педагогическая подготовка не только школьников и их родителей, но и учителей. В связи с этим мы подобрали методические рекомендации, которые наилучшим образом помогут учителям в подготовке ...

Регионоведение как наука. Интеграция регионоведения в обучение иностранному языку
Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, ученики средних классов и старшеклассники готовы к ознакомлению с культурой и ис ...

Межпредметные связи и их роль в формировании связной речи младшего школьника
Одним из важнейших критериев обучения русскому языку наряду с формированием нравственных, эстетических, социально значимых качеств личности школьника является развитие ученика как языковой личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (аудирование, чтение, говорение и письмо). Обучение рус ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru