Компетентность преподавателя

Страница 3

В казахстанской педагогике термин “компетентность” пока окончательно не устоялся и в большинстве случаев употребляется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Исследования различных аспектов компетентности специалистов ведутся такими учеными, как М.Х. Балтабаев, Б.Т. Кенжебеков, Г.Ж. Менлибекова, Ш. Курманалина, С.И. Ферхо, Н. Шаметов, М.С. Мухамеджанов, М.А. Фахретдинова, Ж.Р. Баширова и др.

На основании проведенного краткого обзора можно представить структуру профессиональной компетентности преподавателя высшей школы:

- общепедагогической

– владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обусловливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это овладение совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности;

- специальной

– владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями;

- технологической

(деятельностной) – владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности; креативность;

- коммуникативной

– установление правильных взаимоотношений с обучаемыми, которые содействовали бы наиболее эффективному решению задач обучения и воспитания; проявление уважительного, заинтересованного отношения к тем ценностям, которые составляют содержание позиции ребенка, каким бы оно простым и неинтересным ни показалось; владение приемами профессионального общения с коллегами;

- рефлексивной

– регулятор личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдению, самоанализу, критической самооценке), самопобуждению (самокритике, самостимулированию, самопринуждению и пр.), самореализации (самоорганизации, контролю и учету деятельности по самообразованию и т.д.).

Очевидно, что уточнение содержания отдельных компетенций осуществляется исходя из соответствующей модели специалиста, которая, в свою очередь, строится на основе анализа его профессиональных обязанностей.

Обобщая, мы делаем вывод, что профессиональная компетентность преподавателя высшей школы

– это характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно, эффективно выполнять функции обучения, воспитания и развития будущих специалистов.

Коммуникативная компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, включающих функции общения и особенности коммуникативного процесса, вида общения и его основные характеристики, средства общения (вербальные, невербальные).

Будучи значимой и относительно самостоятельной подсистнмой в структуре профессиональной компетентности, коммуникативная компетентность проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми.

Понятие коммуникативной компетентности включает в себя такие аспекты:

- как коммуникативный (взаимоотношения, взаимовлияние, взаимопонимание);

- мировоззренческий (формирование системы культурных ценностей);

- аспект социализации (социальное воспитание);

- аспект регулирования психологической стабильности (создание уверенности).

Формирование коммуникативной компетентности проявляется посредством воздействий системно организованных и опосредованных личностными, деятельностными и социальными факторами.

В самом широком смысле коммуникативную компетентность человека можно рассматривать как его компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии. Коммуникативная компетентность обусловлена системой отношений и особенностей личности, проявляется в ситуации взаимодействия, обеспечивая эффективность общения.

Психологические вопросы общения, сотрудничества становятся центральными в теоретической и практической подготовке. Это связано с тем, что в общей структуре деятельности преподавателя общение, выражающее собственно коммуникативную природу этой деятельности, является стержневым компонентом. Оно выступает как универсальная форма самой этой деятельности, как то, в чем он собственно живет, функционирует сама деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Конкретизация обучающих и когнитивных целей
Обучающие цели: Сформировать у учащихся знания о принципах адресации в IP-сетях; Ознакомить с основными типами адресов стека протоколов TCP/IP, а также и различными типами систем адресации. Развивающие цели: Развитие логики мышления на основе учебного материала; Развитие внимательности и аккуратнос ...

Народная мудрость на страницах «Поднятой целины»
Начиная разговор об отражении народной мудрости в романе, отметим ряд пословиц, воссоздающих картину коллективизации в Гремячем: «Тит да Афанас, разымите нас». (58) «У нас именья — одни каменья». (69) «Пройдет сев, и толкач муку покажет». (134) «Хучь сову об пенек, хучь пеньком сову, а все одно сов ...

Систематизация проблем использования интерактивных форм обучения у преподавателя, студента, вуза
С позиций преподавателя и вуза в целом использование интерактивных форм понимается как средство повышения качества образования. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в современной России определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке сп ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru