Переход к такому широкому пониманию компетентности человека, как подчеркивается, открывает перспективу для развития новых стратегических идей и действий. Замена знаний, рассчитанных только на формирование практических, трудовых и производственных навыков, на знания и умения, необходимые для раскрытия всего человеческого потенциала, означает, по мнению ученых, первый шаг к более интегрированной образовательной политике, призванной служить интересам индивида и общества будущего. Такая интеграция необходима человеку для самостоятельного и успешного разрешения различных жизненных ситуаций, создания для себя лучших условий в целях конструктивного взаимодействия с другими людьми в разнообразных ситуациях, включая конфликтные.
С учетом нового широкого понимания компетентности ученые предлагают разрабатывать новое содержание образования. По их мнению, новые учебные программы должны строиться, исходя из новой концепции взаимоотношений между вузом и остальными общественными структурами в рамках стратегии развития компетентности человека. При этом знания предлагается не дробить искусственно. Меняется и функция педагога. Он должен быть не только лицом, предлагающим знания и умения, но и активным посредником между учащимися и ситуациями, в которых актуализируется и находит практическое применение тот или иной вид компетентности. Организация такого рода учебного процесса требует установления множества связей между вузом, с одной стороны, и учреждениями, людьми, чья деятельность имеет отношение к тем или иным областям компетентности – с другой, что одновременно позволяет реализовать интеграцию теории и практики.
В последние десятилетие, несмотря на то, что изучением профессиональной компетентности активно занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, в современной литературе нет единства в вопросе определения сущности рассматриваемого понятия. В разных трудах под профессиональной компетентностью педагога понимается:
- "психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно" (А.К. Маркова);
- "форма исполнения субъектом педагогической деятельности, обусловленная глубоким знанием свойств преобразуемых предметов труда, свободным владением орудиями производства, соответствием характера выполняемых работ профессионально важным качествам учителя" (Е.М. Павлютенков);
- "уровень собственно профессионального образования" (Б.С. Гершунский);
- "качественная характеристика степени овладения педагогом профессиональной деятельностью" (Н.В. Матяш") и пр.
Так, исследуя вопросы качества профессиональной деятельности педагога, его мастерства и профессионализма, педагогических способностей и требований к педагогу, известный россиский ученый Н.В. Кузьмина выделяет в числе важнейших характеристик педагогических работников, влияющих на результативность труда, их профессиональную компетентность. В качестве основных элементов педагогической компетентности она выделяет: специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины; методическую компетентность в области способов формирования знания, умений и навыков учащихся; асихолого-педагогическую компетентность в сфере обучения; дифференциально-психологическуб компетентность в области мотивов, способностей и направленности обучаемых и аутопсихологическую компетентность.
Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт производственной деятельности в области преподаваемого предмета, специальности, по которой ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач, связанных с конкретным производством.
Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение побуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной профессии, к преподаваемому предмету.
Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами и учащимися.
Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствоваться [5].
Тонкости педагогики:
Развитие словаря детей старшего дошкольного
средствами природы
Формирующий эксперимент охватывал учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Основная цель данного этапа экспериментальной работы: разработать задачи, содержание и методику развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Задачи опытн ...
Деятельность социального педагога по работе с семьей
Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образова ...
Содержание программы по изучению уровня сформированности устной и
письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью
Методика состоит из 9 разделов. (Карта обследования см. Приложение №2). 1 – й этап направленный на исследование звукопроизносительной стороны речи и включает в себя 5 проб. Все звуки разделены на 5 групп: 1 группа – свистящие С, Сь, З, Зь, Ц; 2 – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 – Л, Ль; 4 – Р, Рь; 5 – другие ...