Компетентность преподавателя

Страница 4

Профессионально-педагогическое общение

есть система социально-психологического воздействия взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является: а) обмен информацией, б) оказание воспитательного воздействия, в) организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества находит свое выражение в умении передавать информацию, понять состояние партнера или воспитуемого, т.е. в искусстве его понимания, в организации взаимоотношений с участниками процесса, управлять собственно психическим состоянием.

Стиль педагогического общения

Общепринятая классификация стилей педагогического общения:

Авторитарныйстиль – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива. Исходя из собственных установок, он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает их результаты.

Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Такой педагог акцентирует внимание на негативных поступках воспитанников, но при этом не принимает во внимание мотива этих поступков. Внешне показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина) чаще идитивны, но социально-психологический климат в таком коллективе неблагополучный.

Попустительский(анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь ли преподаванием. Этот стиль общения реализует тактику невмешательства.

Альтернативой является стиль общения – это стиль сотрудничества, или демократический

стиль. При таком общении педагог ориентирован на повышение субъектной роли студента во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих целей.

Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация.

Характеристика приведенных стилей общения дана в “чистом” виде. В реальности они смешаны.

Педагог не может исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они иногда достаточно эффективны.

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

, стиль педагогического общения на основе дружеского расположения является стимулом развития взаимоотношений педагога с учащимися.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общенияинтересной представляется типология профессиональных позиций преподавателей, предложенная М. Талоном.

Модель I – «Сократ». Это преподаватель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между обучаемыми, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – «Мастер». Педагог выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV – «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а студент, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – «Менеджер». Стиль, сопряженный с атмосферой эффективной деятельности группы, поощрением инициативы и самостоятельности. Педагог стремится к обсуждению с каждым студентом смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – «Тренер». Атмосфера общения в аудитории пронизана духом корпоративности. Студенты в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Педагогу отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей обучаемых.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Ход и содержание ролевой игры «Влияние теплоэнергетики на окружающую среду»
Цель игры: Определить положительные и негативные аспекты теплоэнергетики, спрогнозировать возможные изменения окружающей природной среды в результате строительства крупной ГРЭС в Мордовии, выявить возможные альтернативные варианты использования топлива для ГРЭС, пробудить у школьников ответственное ...

Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей
Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей составлена на основе постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20 марта 1991 года № 70. Должностными обязанностями семейного социального педагога являются посредничество в системе взаимодейс ...

Общественно-политическое воспитание учащихся: трудности и нерешенные проблемы
В изучаемый период в условиях тоталитаризма, диктата КПСС, командно-бюрократической системы, когда такие явления, как социальное лицемерие, разрыв слова и дела, игнорирование интересов личности, прочно утвердились в социально-политической жизни советского общества, воспитательный процесс подвергалс ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru