Раскрывая принципы, нормы и правила успешного воспитания В. Лизинский выделяет принцип толерантности, подразумевающий терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на ошибку и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, свое отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача учителя в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.
Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов: все работники школы и родителе в общении с детьми должны проявлять доброжелательность, терпение, уважение к ученикам; педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счет унижения других; оценки должны способствовать развитию ребенка, стимулировать получение знаний и умений, а не выступать в виде «кнута и пряника» в руках учителя; процесс обучения невозможен без продуктивного, позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни, в т.ч. и толерантности как одной из целей воспитания.
Педагогическая справедливость. Древние говорили: хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего – справедливым. Педагогическая справедливость – это понятие морального сознания, выражающее должный порядок человеческих взаимоотношений в педагогической деятельности.
Она характеризует соотношение педагогических явлений с точки зрения распределения добра и зла. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости – вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.
Педагогический такт – это форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой мысли и действия совпадают. Такт является проявлением нравственного поведения, включающего предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия, требование высокой гуманности, чуткости и заботы о человеке, наилучшее средство установления доброжелательных отношений в любых ситуациях.
Чтобы всегда оставаться тактичным и верным педагогической этике, учитель обязан учитывать ряд требований к своему поведению:
- умение оценить ситуацию, в которой существует возможность нарушить какое-либо требование педагогической этики и, следовательно, особенно нуждающейся в тактичном поведении учителя;
- владение максимумом информации о причинах нравственных противоречий, а при выборе поступка учет неполноты и неточности информации;
- умение учитывать субъективные особенности учащегося и объективные условия, в которых протекает противоречие: от кого зависит исправление ситуации, в силах ли это сделать ученик и как учитель может этому помочь;
- умение учитывать обстановку, в которой совершается поступок;
- умение учитывать возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие на ученический коллектив и отдельных учащихся.
Педагогический такт – это своеобразный стиль поведения педагога, при котором учащиеся остаются уверенными в доброжелательности учителя, его чуткости и доброте. Педагогический такт предполагает
- уважение к школьнику и требовательность к нему;
- развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
Тонкости педагогики:
Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...
Концепция музыкального образования
Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний как духовного богатства человека – над умами властвует примитивное материальное (денежное) богатство. Фундаментальные сдви ...
Пересмотр устава 1863 года, утверждение устава 1884 года
Новый устав 1884 года был принят без предварительного одобрения Государственным советом, многие члены которого выступили с серьезными возражениями. Утвержденный императором устав обезглавил университеты. Что же представлял новый устав? В чем его коренные отличия от Устава 1863 г.? Как он был воспри ...