Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы

Современная педагогика » Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы » Личность и профессиональные способности преподавателя высшей школы

Страница 3

Определяющими в достижении высокого уровня мастерства выступают конструктивные и проективные способности

. От них зависит эффективность использования всех других видов знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного и научного процессов. Данный вид способностей обеспечивает реализацию тактических целей: структурирования курса, отбора содержания и выбора форм проведения занятий. В основе проективной и конструктивной деятельности лежат способности к интеллектуальному труду:

· отбросить обычные стандарты и методы решения, искать новые, оригинальные;

· видеть дальше непосредственно данного и очевидного;

· охватывать суть основных взаимосвязей, присущих проблеме;

· ясно видеть несколько различных путей решения и мысленно выбрать наиболее эффективный;

· чутье к наличию проблемы там, где кажется, что все уже решено;

· идейная плодовитость и др.

Организационные способности служат не только для организации процесса обучения в вузе, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Организаторская деятельность современного ученого-педагога предполагает его включение во взаимодействие не только с объектом исследования, но и с другими компонентами, участвующими совместно с ним в исследовании или изучающие смежные науки.

Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.

Коммуникативный компонент

. Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов. К коммуникативным относятся способности:

· способность всесторонне и объективно воспринимать человека – партнера по общению;

· способность вызывать у него доверие, сопереживание в совместной деятельности;

· способность предвидеть и ликвидировать конфликты;

· справедливо, конструктивно и тактично критиковать своего коллегу по совместной деятельности;

· воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

Для преподавателя важны следующие коммуникативные умения:

1) владеть “чтением по лицу” (социальной перцепцией);

2) понимать личность ученика, его психическое состояние;

3) подавать себя в общении со студентами;

4) оптимально строить свою речь в психологическом плане (умения речевого общения, речевого и неречевого контакта со студентами).

Как профессионально-значимое качество педагога толерантность

проявляется в терпимости, готовности принятия учащихся такими, какие они есть, уважении их мнений и взглядов.

Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью – с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.

В основе процесса воспитания заложена идея добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает терпение более сильного, опытного (воспитателя, педагога, учителя, просто взрослого) к более слабому (воспитаннику, ученику, ребенку), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или «образца своего поведения». Толерантность – понятие многоаспектное и может рассматриваться как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Толерантность – это с одной стороны, цель и результат воспитания, сопровождающийся формированием определенных социальных установок, а с другой – ценность и качество личности, проявляющееся в поведении и поступках.

Страницы: 1 2 3 4 5


Тонкости педагогики:

Методика обучения иноязычной лексике в школе
В содержание обучения лексической стороне иноязычной речи входят три компонента: лингвистический, психологический и методологический. Лингвистический компонент представлен научно отобранным и организованным словарём. Невозможно изучить весь словарный состав языка, т.к. в практике общения люди обход ...

Теоретико-методические основания инновационных процессов в образовании
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведен ...

Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших по­колений младшим люди использовали с древности. Широ­кое применение игра находит в народной педагогике, в дошк ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru