Экологическая культура как компонент культуры

Страница 1

Экология – наука, изучающая взаимоотношения, взаимодействия растений, животных, человека между собой и с окружающей их неживой природой; кроме того, она изучает и то, как человек в результате своей хозяйственной деятельности влияет на сообщества растений и животных или на экологические системы.

Из этого определения видно, что экология имеет прямое отношение как к природе, так и к социуму. Экология социума и экология человека как науки изучают закономерности отношений человека с природой и между людьми в обществе, обеспечивающие его нормальное функционирование и жизнеобеспечение, развитие сущностных сил и духовности, сравнение физического и психического здоровья. Экология для человека – это, прежде всего, обращение к себе, выработка в себе иммунных сил, экологически направленного сознания и поведения. Реально это достигается, если с раннего возраста у людей будет формироваться экологическая культура. [14, с. 15-30.]

Воспитание экологической культуры – это возрождающаяся в новом качестве идея природосообразности. Я.А. Коменский рассматривал человека как органическую часть природу, живущую по ее законам, развивающимся в соответствии со сменяющимися циклами времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал человека как совершенное творение, создание Бога Творца и Природы. Выходя совершенным из рук Творца, чтобы сохраниться и развиваться таковым, ребенок должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности отношений в ней и жить по установленным ее законам. Ж.Ж. Руссо первым понял всю опасность надвигающейся цивилизации, урбанизации, технизации личности, самой жизни человека и создал крик души: «Назад, к природе!». Общество воспринял этот крик как недомыслие и чудачество, не оценив всей прозорливости и мудрости Ж.Ж. Руссо. Песталоцци также рассматривал человека в качестве совершенного существа, в котором Богом заложены сущностные силы – монады, которые развиваются жизнью, протекающей в условиях, максимально приближенных к природе. К принципу природосообразности, соблюдению природной экологии, А. Дистерверг добавляет принцип культуросообразности, принцип экологии социальной. Огромное значение природосообразности в воспитании ребенка придавал К.Д. Ушинский. Он реализовывал этот принцип в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, другое направление – в идеально возможном приближении содержания и организации процесса воспитания и обучения к природе их противодействие разлагающему влиянию урбанизации. Третье – народность в воспитании, обычаи которого уходят корнями в отношения человека с родной для него природой. [2, с. 45.] В непосредственной и органической связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. Он считал совершенной саморазвивающую природу ребенка, в природной среде видел идеальные условия проявления человеческой натуры и усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни, сообразного с установлениями Царства Божия на земле. Такие выдающиеся педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, а позднее и В.А. Сухомлинский, не мыслили себе организацию здорового и целесообразного процесса вне природы, вне трудовых, нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В целях более глубокого и научно обоснованного обсуждения проблемы воспитания экологической культуры личности необходимо дать определение основным понятиям:

Страницы: 1 2


Тонкости педагогики:

Методика введения понятий и теорем в курсе геометрии
Ряд математических понятий является неопределенным. В учебнике Погорелова к ним отнесены: точка, прямая, точка принадлежащая прямой; “точка В лежит между точками А и С”; “полуплоскость”, “длина отрезка”, “мера угла”, “отложить отрезок(угол) заданной меры”. Свойства неопределяемых понятий описываютс ...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством подвижных игр
На основе полученных результатов, на формирующем этапе была организована работа по развитию нравственных качеств детей. Для реализации плана экспериментальной работы с детьми по воспитанию у них нравственных качеств были использованы подвижные игры. Характерной чертой ребенка этого возраста являетс ...

Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению
Процесс развития человека – это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который б ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru