Что и о чем можно узнать из источника?
Выясните из источника форму государственного устройства уровень социально-экономических отношений.
Где написан источник? Укажите как можно больше сведений об авторе (социальное положение, уровень образования, отношение автора к государству, к личности др.).
С какой целью написан данный текст? В чем хотел автор убедить своего читателя?
Что вы узнали нового из этого источника об эпохе, которой он принадлежит?
На первый взгляд описанная игра не может быть зрелищной и азартной, однако, это совсем не так. Ребятам было очень интересно следить за тем, как по разному можно прочитать один тот же источник, сколько можно извлечь информации из одной страницы текста, иногда всем знакомого и вроде бы ничего неизвестного не содержащего.
Условия игры можно менять, не искажая смысл и цель игры. Например, варьируя количество и состав команд. Можно проводить эту игру и в классе в качестве работы по обобщению какой-либо темы, разбивая класс на команды выбирая для анализа один, наиболее яркий источник.
Игра дает возможность познакомить ребят с самыми разнообразными источниками (отрывки из летописей, дипломатические документы, отрывки из художественных произведений, частные письма и др.)
Такая игра является хорошей проверкой знаний о истории, прежде всего уровня сформированности наиболее общих представлений о прошлом. Игра в данном случае не просто проверяет полученные знания, она показывает их ценность и полезность.
Анализ источника проведенный учениками не может претендовать на классический анализ источников, ибо в нем отсутствует такой важный элемент, как критика источника. В приведенном алгоритме анализа нет вопросов, позволяющих провести эту работу. Это сделано сознательно. Нельзя ставить перед ребятами одновременно две задачи. Сначала надо научить извлекать из источника информацию, а потом познакомить с элементами критики источника.
Урок на тему: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Цели урок: рассказать учащимся о возникновении первых письменных законов. Выяснить почему возникают законы и для чего они служат. Сформировать навыки установления причинно - следственных связей. Предоставить возможность учащимся сделать выводы об общественных отношениях той эпохи. Продолжить формирование умения самостоятельно оперировать исторической терминологией и социальными понятиями.
В самом начале урока, после рассказа о находке столба с первыми письменными законами, ученикам задается вопрос: что такое закон? Почему он появляется? И ребята делают попытки самостоятельно сформулировать понятие закона отвечая, что закон – это определенные правила поведения. А появляются законы потому, что суд богов, распространенный в древнем мире, не мог быть объективным и требовались четко оговоренные наказания за те, или иные преступления. Далее ученики разделяются на группы и начинается работа с документами (отрывками из законов Хаммурапи). Ребятам дается задание: определить наказание за преступления.
Преступления:
Если человек выколол глаз сыну человека…
Если он переломил кость человеку…
Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека…
Если человек выбил зуб человеку, равному ему…
Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам…
Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему…
Если раб ударил по щеке сына человека…
Наказания:
…то он должен ему отвесить 1 мину серебра.
… то ему должны отрезать ухо.
… то ему должны выбить зуб.
… то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
… то ему должны переломить кость.
… то он должен отвесить половину его стоимости.
… то должны выколоть ему глаз.
В течении непродолжительного времени ребята обсуждают варианты ответа, а затем каждая группа по очереди комментирует какое из наказаний следует за каждое из перечисленных преступлений. Во время работы ученики выясняют, что наказание за преступление рабу и свободному отличаются. Да и сами рабы приравниваются к домашним животным и вещам. После этого ученик дают определение раба – это вещь, частная собственность. А затем мы возвращаемся к определению закон и теперь уже сами ребята дают грамотное и четкое определение, что закон – это правила, которые регулируют отношения между различными группами людей в обществе. Учитель сообщает ученикам, что эти различные группы в обществе называются сословия. Совместными усилиями учителя и учеников новое понятие получает свое определение и записывается в тетрадь. В результате ученики в течении урока провели самостоятельное исследование и сделали самостоятельно несколько важных сложных выводов: для чего нужны законы, что такое закон, раб, сословие и какую роль играют законы в обществе.
Тонкости педагогики:
Обучение учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на
токарно-винторезном станке как социально-педагогическая проблема
Важнейшей чертой современного производства является все более широкое внедрение гибких, перестраиваемых систем, робототехнических комплексов, что ведет к увеличению творческого начала, когда все шаблонное передается технике, а функция человека перестраивается на разработку и переналадку оборудовани ...
Социально-педагогическая
профилактика подростковой наркомании
Рассмотрим понятие профилактика наркомании. Профилактика наркомании – это активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие человека. Данный процесс призван способствовать обеспечению безопасной и поддерживающей среды; доступа к информац ...
Понятие и сущность инноваций в образовании
Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования с целью её максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в ОУ [18, С.107]. Предн ...