3. Наименование глав, разделов, параграфов научного труда всегда указывается точно.
4. Изложение текста дается сжато, но основные мыли и аргументы записываются подробно.
5. В конспекте используют цитаты.
6. При работе над конспектом следует использовать подчеркивания, условные знаки, пометки на полях. Они помогут при ответе по конспекту.
Свою памятку по работе над планом-конспектом предлагает Н.И. Запорожец: 2
Подготовьтесь к выполнению задания: разделите развернутый лист тетради на две неравные части для записи плана (слева) и конспекта (справа).
Прочтите весь текст целиком.
Выделите в нем логически законченные части и в каждой из них – основную мысль, озаглавьте их. На основе этого составьте план.
Изложите конспективно содержание каждой законченной части: положения, уточняющие и раскрывающие главную мысль, приведите цифры и выводы
Если не сможете кратко пересказать текст источника, то процитируйте его, заключая в кавычки. Основные положения конспекта выписывайте напротив соответствующих заголовков плана.
Проверьте выполненную работу. Если нужно, исправьте, уточните заголовки плана и содержание конспекта.
Работа с источником должна быть, прежде всего, интересной, увлекательной, направленной на стремление понять источник и увидеть за ним реалии прошлого. Для этого нужно использовать известные всем средства, которые могут заинтересовать детей. Что любят дети? Они любят игры, соревнование, состояние азарта и успеха. Именно это может быть использовано и для такой важной работы, как прочтение источника. Игра как один из способов работы с источником. Этот способ помог мне на практике, сняв проблему пренебрежительного отношения детей к изучению источников.
Игра призвана решить следующие задачи:
к источнику должно быть привлечено внимание как можно большего количества ребят;
следует использовать разнообразные источники;
игра должна научить извлекать информацию из источников и убедить, что в историческом познании анализ источника является самым главным умением, поэтому источник нескучен, интересен и полезен.
Условия игры следующие.
1. В игре участвуют несколько команд, но не больше 5, по 5-6 человек в каждой команде.
Игра проходит в несколько этапов. На каждом этапе анализируется один источник. Количество этапов определяется заранее организатором игры.
Половина источников раздается заранее (за 7-10 дней), вторую половину команды получают во время игры.
Вместе с источниками команды получают план анализа источник. И источники, и план анализа все команды получают одинаковые.
К началу игры команды должны подготовить в письменном виде анализ тех источников, которые были даны им заранее.
В ходе игры команды должны оказать умение извлекать информацию из источника, делать выводы. Оценивается не только количество фактов, которые сумели увидеть игроки в источнике, но и то, как это было сделано: эмпирическим или аналитическим путем.
Порядок игры.
Вступительное слово, знакомство с условиями игры.
Каждая команда читает свой вариант анализа первого источника. Важно, чтобы те, кто анализировал первый источник первым, второй источник анализировал последним и т.д.
Так как анализ первого источника выполнен в письменной форме, то после зачитывания текст отдается жюри.
Анализ второго источника. Второй источник может быть уже тем, что дается на самой игре. Поэтому нельзя требовать от команд, чтобы они представили анализ этого источника в письменном виде. Жюри внимательно должно выслушать устные выступления.
Для более четкой организации игры можно ввести временное ограничение для представления как письменного, так и устного анализа источника: примерено 5-6 минут для каждой команды.
Вопросы к источнику
Определите время написания источника.
Тонкости педагогики:
Методические разработки уроков русского языка в 8 классе с использованием
компетентностного подхода
Урок №1. Класс: 8 «е» Тема: «Синтаксис! Это интересно!» Тип: обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»; Вид: урок-практикум; Цели: – повторить и обобщить изученное по теме «Второстепенные члены предложения»; – умение находить и определять второстепенные члены в предложении, задавать к ни ...
Трансакционный анализ Э.Берна
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем со ...
Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике
В настоящее время в общественных и естественных науках применяется множество различных методов прогнозирования. Естественно, что педагогическое прогнозирование в начале своего развития может заимствовать соответствующие методы и приемы из других областей (социологии, психологии, кибернетики и т.д.) ...