Словарь
Огнищанин – богатый, знатный человек.
Подъездной – сборщик княжеских доходов.
Тиун – управляющий князя (судья).
Рядович – слуга, работающий по договору (ряду).
Смерд – крестьянин свободный.
Холоп – человек по своему положению близкий к рабу.
Борть – дупло с пчелами.
Продажа – штраф за преступление в пользу князя.
Купа – денежная ссуда.
Закупа, наймит – смерд, получивший ссуду, зависимый.
Денежные знаки
Гривна – около 200 граммов серебра.
Ногата – 1/20 гривны.
Куна – 1/25 гривны.
Резан – 1/50 гривны.
Вереница – 1/100 гривны.
Статьи документа
18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивается 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.
21. А за убийство княжеского тиуна – 80 гривен, а за старшего конюха при стаде – также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками – 12 гривен, а за княжеского рядовича – 5 гривен.
23. А за убийство смерда или холопа – 5 гривен.
24. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.
25. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и по 30 кун продажи.
65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб – 12 гривен продажи.
70. Если закуп бежит от господина, то полный холоп…
71. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить.
73. …Если господин бьет закупа за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и закупу.
78. За покражу сена или дров – 9 гривен, а хозяину за каждый воз по две ногаты.
79. Если кто сожжет гумно, то выдается князю с головою и со всем имением, за коего наперед взыскивается убыток хозяина, а остальным располагает князь.
103. Если смерд умрет без детей, то наследство князю; если буду у него дочери дома, то дать часть на них; если же замужем, то не давать части.
104. А если боярин или из боярской дружины, то князю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.
Вопросы
Что такое “Русская правда”?
Какие группы населения названы в этом документе?
Кто работал в княжеском хозяйстве? (ст.70,71,73,103)
Каково положение закупа? холопа? смерда?
Кто управлял княжеским хозяйством? (ст.18,21,22)
Какого рода преступления караются по статьям 65,78,79?
Как сопротивлялись закабаляемые смерды? (ст.79)
Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18,21 и 23?
Какой общественный строй показан в “Русской правде”?
Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляется повторное чтение и разбор документа по частям. Ответы учеников должны быть полными исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками на документ.
На уроках истории в среднем звене ученикам надо дать представление об отличии документальных исторических источников от литературных произведений, песен-сказаний и повествований. Так, при разборе мифов Древней Греции выясняется, что в них вымышленного, а что происходило в жизни греков.
Выразительность документа усиливается, если удается соединить его содержание с наглядным изображением.
К.Б. Умбрашко предлагает свою методику работы с документами для развития творческого мышления учащихся. В результате анализа документа в сознании учащихся формируются исторические понятия. Они “не должны усваиваться как готовые знания; они возникают в сознании школьников в результате логического выведения или построения”.1
Тонкости педагогики:
Формирование связной речи в онтогенезе
Изучением развития речи у детей дошкольников занимались известные ученые и практические работники, работники - педагоги, методисты: Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Н.С. Карпинская и д.р. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общ ...
Характеристика курса ОБЖ
Цели курса ОБЖ представлены в федеральном компоненте государственного стандарта. Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний о здоровом образе жизни, опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безо ...
Функции координатора рабочей группы
Ситуация в работе группы над Задачей меняется быстро и неожиданно, координатору недостаточно иметь набор конкретных техник, каким большим бы он не был, всегда может возникнуть новая ситуация, такая, что ни одна из этих техник не подойдёт. Тогда координатор, не имеющий стратегии, будет закрывать, от ...