Цели и задачи педагогики как учебной дисциплины

Современная педагогика » Педагогика как учебная дисциплина » Цели и задачи педагогики как учебной дисциплины

Страница 2

Это отражается и на новых концепциях педагогики в нашей стране. Педагогика, как научная дисциплина, ставит более конкретные, практические задачи. Так задачами изучения педагогики в ВУЗе являются:

- обоснование методологических и теоретических основ педагогического процесса в высшей школе на современном этапе развития науки и человечества;

- изучение сущности, особенностей и закономерностей педагогического процесса и его составляющих: обучения, воспитания, морально-психической и психологической подготовки, развития, самовоспитания и самообразования согласно с требованиями национальных нормативно-правовых актов, образовательных программ (как мы указали ранее) и Болонского процесса;

- разработка методических систем и отдельных методов социализации и профессиональной подготовки будущих специалистов, их воспитания и развития;

- разработка и конкретизация принципов обучения и воспитания студентов (слушателей), их профессиональной, морально-психической и психологической подготовки согласно изменениям, которые происходят в жизни общества, рыночной экономики и др.;

- выявление и обоснование условий успешной реализации требований принципов обучения и воспитания для деятельности в разных сферах;

- определение путей усовершенствования и развития организационных форм учебно-воспитательной работы;

- прогнозирование развития педагогического процесса в зависимости от перспектив науки и нужд общества;

- формирование у студентов мотивации к деятельности, конкуренции, активной общественной и культурной жизни;

- раскрытие основных закономерностей, цели, содержания, методики самовоспитания и самообразования студентов (слушателей), способов и приемов их стимулирования среди разных категорий людей;

- внедрение в систему высшего образования новых педагогических технологий образования, обучение, профессиональной подготовки, воспитание и многое др.

При этом под принципами обучения, воспитания и педагогики в целом подразумеваются уважение к личности человека, в том числе ребенка, целенаправленность образовательно-воспитательного процесса и ориентация на лучшие морально-психологические качества участников процесса, систематичность, единство педагогических требований и методик, гуманизация, демократизация, экологическая и культурная ответственность.

После написания данной реферативной работы мы убедились в том, что педагогика выступает одновременно и как научная, и как учебная дисциплины, и как социальная педагогическая практика.

Педагогика как наука – это результат познавательной деятельности и накопления данных о воспитании и образовании людей, как социальная практика – опыт, методика воспитания и образования, и как учебная дисциплина – изучаемая область знаний о педагогической деятельности.

При этом все три категории тесно связаны и взаимно влияют друг на друга, обнаруживая общие компоненты и понятия, например, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование.

При этом педагогика как учебная дисциплина (находящаяся на границе непосредственно педагогики и андрогогики – науки о воспитании взрослых) строится на принципах уважение к личности человека, в том числе ребенка, целенаправленности, моральной, избирательности, систематичности, единства педагогических требований и методик, гуманизации, демократизации, ответственности и пр.

Главными целями педагогики как научной дисциплины являются овладение обучающимися теоретическими знаниями, практическими навыками и их использование (дидактические цели), формирование мировоззрения, научных убеждений (воспитательные цели), развитие творческой самостоятельности будущих педагогов, мышления, внимания, памяти (развивающие цели). При этом они могут дополняться иными целями в зависимости от специфики национальной образовательной системы.

Подобные цели формируют и задания учебной дисциплины «Педагогика»: обоснование методологических и теоретических основ педагогического процесса в высшей школе на современном этапе развития науки и человечества, изучение сущности педагогики и принципов обучения, оптимизация педагогической деятельности, ее прогнозирование и др.

Страницы: 1 2 


Тонкости педагогики:

Соотношение личного творчества учителя и творчества ученика на занятиях керамикой
Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической. Личное творчество учителя является искрой, зажигающей огонь детского творчества, поэтому каждый учитель обязан находиться в постоянном поиске и делиться с учениками своими достижениями. Тот, кто не учится ...

Сущность интерактивных методов
Современное университетское образование во всем мире переживает интенсивную смену парадигм. Этот процесс, существенно меняющий облик университета как образовательной и культурной среды, со всей остротой ставит вопрос о цели, содержании, методах университетского образования. Необходимость перехода о ...

Сущность детской субкультуры
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и разви ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru