Анализ российских и зарубежных методик оценки качества образования

Современная педагогика » Управление качеством образования » Анализ российских и зарубежных методик оценки качества образования

Страница 1

Объективная и всесторонняя оценка качества образования необходима. Это крайне важная функция управления качеством образования, без которой не ясно, какие же изменения следует осуществить.

Сегодня в России складываются внешняя и внутренняя системы оценки качества образования. Внешняя система оценки качества образования представлена государственными институтами лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и сертификации определенных компонентов профессионального образования. Кроме того, происходит формирование общественных институтов аккредитации на базе различных научно-педагогических и научных ассоциаций и объединений.

Внутренняя система оценки качества образования в России производится в образовательных учреждениях в формах итоговой и поэтапной аттестации (самоаттестации) обучаемых, оценки абитуриентов, психодиагностики, социодиагностики (учебных заведений), а также самооценки и самоаттестации учебных заведений и их подразделений.

В общей системе показателей качества высшего образования России можно выделить 4 группы.

В первую группу входят показатели, характеризующие структуру (перечень) направлений, специальностей и образовательных программ в вузе.

К этой группе показателей относятся данные о контингенте студентов; распределении контингента студентов по специальностям; по формам обучения (дневное, вечернее, заочное); распределении контингента по ступеням подготовки (бакалавр, дипломированный специалист, магистр); показатели движения контингента студентов.

Вторую группу составляют показатели, отражающие нормативный уровень требований к качеству подготовки специалистов с высшим образованием, задаваемый государственным образовательным стандартом.

Третья группа всесторонне характеризует состояние системы обеспечения качества высшего профессионального образования.

Четвертая группа характеризует результаты деятельности – качество подготовки выпускников вуза, в том числе на основе данных государственной аттестации вуза, а также специальных измерений с помощью фондов комплексных заданий, тестирования, по результатам экспертизы дипломных работ, по результатам опросов выпускников и работодателей, на основе анализа востребованности выпускников социальной практикой.

Кроме того, качество конечных результатов деятельности вузов характеризуется состоянием ценностных ориентаций и мотиваций студентов к получению высшего образования.

Образовательные услуги довольно специфичны, поэтому продвижение их на рынок связано с определенными трудностями. Для эффективного завоевания ниши на рынке образования вуз должен, быть, как минимум, конкурентоспособным и выпускать специалистов, востребованных на рынке труда. А это в создавшихся условиях достаточно сложно. Кроме того, вузы вынуждены самостоятельно решать серьезные финансовые проблемы, связанные с поддержанием высоких стандартов в области образования и научных исследований; сохранением надлежащего уровня преподавания; достижением гибкости учебных программ; предоставлением учащимся интеллектуальной свободы выбора; обеспечением доступа к образованию для малообеспеченных слоев населения. В связи с этим вузы должны предоставлять образовательные услуги высокого качества, поскольку уровень и качество подготовки специалистов – это один из определяющих факторов в завоевании рынка образовательных услуг.

Следует отметить, что большинство показателей носит статистический характер, дающий представление о состоянии образовательной системы в конкретный момент времени. Вместе с тем сопоставление показателей 3 – 5 лет позволяет выявить тенденции изменения качества в отдельных его аспектах и дать экспертную интерпретацию выявленным тенденциям. Этому способствует мониторинг качества образования. Оценка качества, в отличие от измерения состояния объекта, требует наличия базы сравнения. Мониторинг организуется для отслеживания и анализа состояния и тенденций развития системы образования в вузе с точки зрения ее достаточности и качества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тонкости педагогики:

Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 8 класса средней школы
Нами были проанализированы следующие УМК: УМК по английскому языку “Happy English.ru” для 8 класса (авторы Кауфман М. и Кауфман К.); УМК по английскому языку “Happy English” для 8 класса (автор Клементьева Т.Б.). 1) Учебно-методический комплект “Happy English.ru” для 8 класса предлагает линию учебн ...

Понятия и основные подходы в исследовании творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Бол ...

Использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала. В. Беспалько Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педаг ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru