Важно иметь в виду, что при работе с рисунками не следует углубляться в детали, а сосредоточить внимание на сущности процессов.
В учебнике зоологии рисунки с изображением движения гидры, дождевого червя, питание одноклеточных, размножения и др. могут использоваться для самостоятельной работы. Однако рисунки с изображением схем развития животных на первых этапах сложны для самостоятельной работы, поэтому, вначале деятельность учащихся с ними организуется фронтально. В дальнейшем школьники самостоятельно выполняют задания с рисунками, на которых изображены этапы развития животных [Комиссаров 1991].
Несколько упрощенно школьники по рисунку дают описание опыта.
Иногда на рисунке изображается несколько вариантов опыта. Работа с рисунками в этом случае организуется с учетом демонстрируемого варианта опыта.
Следует отметить, что в учебниках биологии немного рисунков с изображением опытов. Задания к работе, с этими рисунками аналогичны вышеизложенным, выполнение их требует большей или меньшей помощи со стороны учителя [Трайтак 2004].
Целесообразно использовать рисунки также для формирования интеллектуальных умений учащихся. Следует проводить работу с учащимися по сравнению изображенных на рисунках объектов, проведению анализа (выявление основных признаков, установление соподчиненности между частями объекта), установлению взаимосвязи строения и функций, организмов со средой обитания, взаимосвязей в биогеоценозе и др.
Работа с рисунками помогает проведению анализа и установлению соподчиненности между органами организма, установлению взаимосвязи строения и функций, связи растений со средой обитания и т. д.
На первых этапах использования рисунков для сравнения объектов, установления взаимосвязей, связей со средой обитания необходимо больше внимания уделять работе учащихся, помогать им выделить признаки для сравнения, сделать выводы, определить по строению функцию и др.
Степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает. Однако следует учитывать особенности изобразительной наглядности в каждом учебнике [Резенштейн 1977].
В учебнике зоологии чаще всего сравниваемые объекты изображены на разных рисунках и даже на разных страницах. Поэтому необходимо заранее подобрать рисунки для работы учащихся и сформулировать задание.
Возможности для установления взаимосвязи строения и функций имеются и при работе с рисунками любого учебника биологии. При этом целесообразно школьникам дать задания, типа: какое значение имеют особенности строения (клетки, ткани, органа, системы органов) для выполнения той или иной функции? Определите по строению биологического объекта выполняемую им функцию. При работе с подобными рисунками учитель оказывает школьникам необходимую помощь [Суматохин 2005].
В учебниках мало рисунков на установление связи между организмами и средой обитания. Не со всеми из них можно организовать самостоятельную работу учащихся, так как в них не хватает информации. Поэтому при организации работы с рисунками экологического содержания учитель должен оказывать существенную помощь. При изучении животных учащиеся получают задание: рассмотрите рисунок биогеоценоза луга, установите связи между растениями и животными, между животными, которые существуют в природном сообществе луга. Сначала школьники называют изображенные на рисунке объекты, затем устанавливают связи между животными и растениями (между клевером и шмелем, гусеницей и листьями злаков), далее находят связи между животными (жаворонком и насекомыми), между объектами живой природы и отмершими растениями (дождевой червь и опавшие листья) и подводятся к выводу о том, что в природном сообществе все виды тесно связаны между собой и с неживой природой [Комиссаров 1991].
При изучении темы «Внутреннее строение лягушки» для более эффективного усвоения особенностей строения скелета этого животного целесообразно на уроке при проверке знаний предложить выполнить работу «Строение скелета лягушки».
Задание. Прочтите текст в учебнике «Скелет лягушки» и заполните схему.
Строение скелета лягушки
По окончании выполнения задания проводится беседа. На основании обсуждения результатов работы учащиеся делают вывод, в котором отмечают значение пищеварительной системы в жизнедеятельности организма [Комиссаров 1991].
Данная работа носит репродуктивный характер, ее выполнение содействует усвоению учащимися отделов, составляющих основу строения скелета наземных позвоночных.
Для того, чтобы определить, насколько современные учебники снабжены необходимым иллюстрационным материалом, необходимо проанализировать их. Проведем анализ основных используемых в современных школах учебников по биологии за 7 класс (животные). На примере темы «Класс земноводные» проведем подробный анализ иллюстраций.
Тонкости педагогики:
Задачи выразительного чтения
Огромно и познавательное значение литературы в школе. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. «Выразитель ...
Критерии отбора технологий обучения
Большинство существующих технологий обучения сориентированы на репродуктивное усвоение материала. Алгоритмизация педагогических процедур плохо совместима как с творчеством учителей, так и с творчеством учеников. В строгом смысле слова так называемые игровые технологии, проблемное обучение, развив ...
Анализ уровня
сформированности нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр проводилась на базе детского сада №10 г. Осиповичи и включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В экспериментальной части исследования ...