Формы наглядных материалов в преподавании биологии

Современная педагогика » Иллюстрационный материал на уроках биологии » Формы наглядных материалов в преподавании биологии

Страница 1

Необходимость применения наглядности в преподавании изучаемых в школе предметов в настоящее время признается всеми.

Наглядное преподавание провозглашалось многими педагогами с давних времен,

В XVII в. Ян Амос Коменский писал в «Великой дидактике»: «Если мы намерены насадить в училищах истинное и достоверное знание вещей, то мы вообще должны стараться обучать всему помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Современные научные данные психологии говорят о том, что успешность усвоения значительной части школьных предметов предполагает у учащихся наличие достаточно живых и точных представлений [Трайтак 2004].

Однако, несмотря на всеобщее признание наглядности в обучении, и в особенности естественным наукам, широкого и ясного понимания принципов наглядности в методической литературе не дается.

Методисты дореволюционной школы понимали под «наглядностью» только демонстрацию таблиц и иллюстраций, считая отцом такой наглядности Я. А. Каменского [Верзилин 1974].

Они отделяли от наглядности демонстрацию натуральных предметов, или «предметность», введенную Песталоцци. Методисты, сторонники «исследовательского метода», выдвигали вместо наглядности и предметности «моторность», «двигательную проработку знаний», т. е. работу учащихся с натуральными объектами [Трайтак 2004].

Такие выводы получились от неправильного, узкого понимания наглядности и ошибочного увлечения «исследовательскими методами».

В настоящее время, познав в недавнем прошлом на практике всю ложность и вред увлечений единственными «совершеннейшими» методами, мы ни в какой мере не можем признать правильным такое отношение к наглядности. Используя на уроках все многообразие методов, необходимо оценить принцип наглядности во всем его многообразии, дав ему более расширенное толкование.

На разных уроках в зависимости от проходимого материала должны быть и работа учащихся с учебником, демонстрация опытов и таблиц, живой образный рассказ. Ни от одной формы наглядности не следует отказываться, все они, примененные на своем месте, нужны нашей школе [Якунчев 2008].

Таким образом, преподавание становится наглядным, когда учащимся предоставляется для рассмотрения какой-либо предмет — живой, мертвый или его изображение, независимо от того, демонстрируется ли он издали или дается в руки учащимся.

Более того, целесообразно включить в понятие наглядности и образный рассказ учителя (конечно, условно).

Исходя из этих предпосылок, можно представить применение наглядности в преподавании биологии, в следующих формах.

Натуральная (предметная) форма наглядности:

1. Работа с предметом (живым, засушенным, законсервированным).

2. Рассматривание демонстрируемого предмета (живого, за сушенного) .

Изобразительная форма наглядности (модель, таблица, рисунок, схема).

Словесная форма наглядности (чтение отрывков из художественных описаний, документального материала, сообщение о своих опытах учащихся, образный рассказ учителя).

В преподавании биологии, в зависимости от материала в разных темах могут иметь место все эти формы наглядности, и умелое их применение будет способствовать лучшему восприятию учащимися сообщаемых им знаний [Трайтак 2004].

1.Натуральная или предметная форма наглядности на уроках биологии занимает первое место. Следует дать учащимся конкретное представление о материальных явлениях жизни растений и животных, об определенных видах, их органах.

К натуральным объектам относятся: различные живые животные — наиболее ценные пособия; более доступные неживые животные и их части в виде .влажных препаратов, скелетов, чучел (или тушек), коллекций засушенных животных. Неживые животные используются как демонстрационный материал, так и в качестве раздаточного, выдаваемого на руки учащимся; микропрепараты различных животных, изучаемые при помощи микроскопа или лупы [Пугал 2000].

Наибольшей наглядности мы можем достигнуть не в классе, а среди природы, знакомя учащихся с растениями в естественных условиях их жизни — на экскурсиях в лесу, ноле или на уроках на школьном ботаническом участке [Трайтак 2004].

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений
Одно из направлений работы социального педагога в школе – это правовое воспитание старшеклассников. Правовое просвещение, правовые знания способствуют формированию социальной активности подростка, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. В основу работы по правовому просвещению положено ...

Психологический аспект обучения иностранному языку на региональном уровне
При составлении ситуаций важно помнить о психологической природе речевой деятельности, которая стимулируется различными потребностями человека, например: удовлетворить свою любознательность, выразить мнение, отношение, дать оценку происходящему, разрешить разногласие, сделать выбор, принять решение ...

Разработка планирующей документации
Планирование имеет цель установить конкретное содержание учебно-производственных работ для группы учащихся, последовательность и организацию их выполнения. Планирование производственной деятельности группы является составной частью общего планирования производственной деятельности училища. Планы пр ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru