Формы наглядных материалов в преподавании биологии

Современная педагогика » Иллюстрационный материал на уроках биологии » Формы наглядных материалов в преподавании биологии

Страница 2

На экскурсиях, несмотря на изобилие наглядности, следует применять приемы, выделяющие нужный для наблюдения объект, делать контрастные сравнения, давать задания учащимся для измерений и самостоятельных наблюдений и т. п.

2.Изобразительная форма наглядности на уроках биологии может применяться в различных случаях:

1) при невозможности показа натуральных объектов,

2) при инструктаже к практическим занятиям,

3) для закрепления званий путем сравнения, повторения,

4) при учете знаний.

К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Изобразительные наглядные пособия, изготовленные для школ, как правило, являются подменяющими живые объекты [Пугал 2000].

Таблица может быть использована после выполнения учащимися самостоятельной работы для проверки правильности выполнения работы, для повторения и закрепления знаний. Таблица вывешивается, и по ней опрашиваются учащиеся. При опросе не следует забывать закрывать надписи полосками бумаги [Верзилин 1974].

Таблицы, чтобы не отвлекать внимания учащихся, следует вывешивать не перед уроком, а в момент их демонстрации. Для этого хорошо иметь специальные вешалки, позволяющие поворачивать таблицы к классу то одной, то другой стороной.

Особенное место должны занять таблицы, способствующие уяснению сложных или отвлеченных понятий и закреплению знаний. Ряд схематических таблиц, несомненно, способствует закреплению знаний.

Воспоминание факторов и их роли в жизни живых организмов, пройденных в разных темах в течение всего года, их обобщение значительно облегчится схематической таблицей.

Обычными рисунками учителя на доске являются поясняющие схематические изображения.

В ряде случаев рисунок может быть инструктивным — поясняющим.

В изобразительной наглядности можно различать известные степени. Красочный рисунок с указанием масштаба увеличения, рисунок одноцветный, схематический рисунок на доске [Верзилин 1974].

Кинофильм лучше диапозитивов и одноцветных рисунков.

На уроках в зависимости от материала могут найти свое место и бывают нужны все изобразительные формы наглядности. Но, применяя их, нужно стремиться к большей наглядности, приближая изображаемое к большей натуральности [Трайтак 2004].

Инструктивные рисунки микроскопических препаратов с надписями и стрелками, лежащие рядом с микроскопом, помогают учащимся разбираться в рассматриваемом препарате.

Наборы открыток , фотографии, вырезки из журналов используются как раздаточный материал на уроках при отсутствий таблиц.

3.Словесная форма наглядности.

В преподавании биологии, несомненно, первостепенное значение имеет непосредственное знакомство с натуральными объектами, но в то же время ограничивать изучение предмета знакомством только с фактическим материалом неправильно [Трайтак 2004].

Образный рассказ. Заинтересовывает, заставляет работать мысль, переживать, заряжает эмоциями, вызывает яркие представления. Однако большей частью эта сила слова недооценивается, к нему относятся небрежно и не всегда различают, когда оно производит нужное действие, когда нет [Якунчев 2008].

Слово тогда производит свое действие, когда оно наглядно, образно.

В настоящее время определились такие приемы словесной наглядности:

1) образное объяснение учителя, насыщенное конкретными .примерами; 2) чтение документального материала (из истории науки, биографии ученых, статей из газет и журналов); 3) чтение или пересказ отрывков из художественных произведений; 4) рассказ о своих опытах — учителя или учащихся; 5) образный сюжетный рассказ учителя [Пономарева 2003].

Методика применения словесной наглядности на уроках не только ботаники, но и вообще естествознания требует детальной экспериментальной разработки и широкого обобщения опыта. К разработке этого вопроса нужно подходить не изолированно, а во взаимосвязи с другими видами наглядности (в настоящее время наглядность определяется как наглядный метод) [Пономарева 2003].

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Результаты экспериментальной проверки оптимальной модели обучения учащихся VII-VIII классов в процессе работы на токарно-винторезном станке
Экспериментальной базой квалификационной работы по проверке спроектированной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов работе на токарно-винторезном станке является СОШ №5 п. Октябрьского Красноармейского района Краснодарского края. В педагогическом эксперименте принимали участие д.п.н., п ...

Трансакционный анализ Э.Берна
Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциями. У каждого человека некий набор поведенческих схем со ...

Теоретико-методические основания инновационных процессов в образовании
Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведен ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru