Таким образом, обучение как процесс передачи знаний отступило на второй план. Вперед выдвинулись общегуманистические ценности. Однако более глубокий анализ показывает, что ориентация на формирование моральных и гражданско-патриотических качеств у учащихся еще абстрактна, неконкретна, в деталях не ясна даже самим отвечающим. На момент опроса чуть ли не самой злободневной проблемой в стране было обострение межнациональных конфликтов (война с Чечней). Казалось бы, именно в тот момент важнее всего было развивать у ребят навыки понимания других культур, научить их ценить другие национальности. Но межнациональное понимание занимает последнее место.
Из всех школьных дисциплин наиболее действенным рычагом формирования патриотических чувств является история.
Изменения, происходящие в последние годы в школьном историческом образовании, породили немало серьезных проблем. Среди них нами выделены следующие:
- отсутствие объективности и направленности в трактовке исторических явлений;
- размытость представлений о целях и задачах изучения истории в школе;
- неопределенность содержания курса;
- низкое качество и нестабильность учебников;
- невнятность предлагаемых в последние годы нововведений, в особенности связанных с разработкой государственных стандартов и с переходом к новой структуре исторического образования.
Проблемы эти приобрели не только отчетливо прикладной, но и практический характер и не вполне осмыслены теоретически. И в силу этого в школах наблюдается скептическое восприятие материалов, имеющихся в учебниках по истории, а в некоторых случаях и падение престижа истории как предмета и как науки.
Одним из важнейших школьных курсов, призванных формировать гражданина и патриота, является литература. Общественное мнение России всегда возводило литературное творчество в достоинство общенационального дела. Великие творцы литературных произведений всегда составляли гордость и славу нации, являлись выразителями народной мысли и народного духа и в силу этого выступали носителями лучших традиций народной мудрости и народной философии.
В опытно-экспериментальной работе по воспитанию и учащихся патриотизма с формированием у них гуманистических мировоззрений в немалой степени способствовала духовная культура.
Однако сделаем оговорку принципиального характера: под духовностью мы понимаем не только религиозные воззрения, но и определенные нравственные качества.
Духовность выражает, прежде всего, нравственные начала общественной жизни и моральные нормы поведения человека в обществе:
- уважение свободы личности;
- признание свободы слова;
- право политического выбора;
- внимательное отношение к вере, языку, законам, традициям и обычаям национальных этносов;
- воспитание творческого наследия прошлого и его переоценка, способные придать новый импульс жизни общества;
- приоритет добра, гуманности, справедливости, честности.
Под термином “духовность” сегодня следует понимать также умение разбираться в стилях, жанрах и направлениях искусства, но и способность осознать свою причастность к живой и неживой природе, ощущать гармонию многоликого, многоцветного, многообразного и в то же время единого мира.
В своем же исследовании мы обратились к проблеме религиозной духовности, и попытались определить в какой мере она способствует, формированию у учащихся гуманизма в межнациональных отношениях.
Древняя народная педагогическая мысль усиленно работала над вопросами нравственно-религиозного порядка, над дисциплиной совести и воли, над покорением ума в послушании вере, под тем, что считалось спасением души. Рассмотрение процесса становления патриота как системы позволяет определить его сущность и компонентный состав, отвечающие поставленной задаче. В качестве этих компонентов выступают:
Тонкости педагогики:
Система профессионального образования
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной основной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе (училище) низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе ...
Проблемы введения нового стандарта
Разработка стандарта затрагивает интересы множества социальных групп: учителей, чиновников, министерства образования, представителей высших учебных заведений и академических институтов. Учеников и их родителей. Их интересы часто противоречат друг другу. Например, преподаватели вузов хотят, чтобы шк ...
Социально-личностные компетенции как результат современного образования
Главным для современного высшего образования является акцент на формирование социально активной и профессионально востребованной личности. Одним из основных понятий в современном образовании стало понятие компетенции как характеристики качеств выпускников вуза. Существует несколько трактовок термин ...