Актуальность проблемы определяется потребностью общества в научном обеспечении постановки патриотического воспитания школьников исходя из современных социально-экономических условий.
Процесс, который мы называем процессом депатриотизации, принял в последние годы, угрожающие формы. Выросло целое поколение молодых людей, воспитанных в негативном восприятии прошлого страны, для которых само слово "патриот" стало синонимом реакционности и консерватизма.
Проблема патриотизма сегодня приобрела небывалую остроту, теоретические и прикладные установки в этой области имеют огромное значение для педагогической теории и практики. Эта проблема не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Сократ, Фараби, Авиценны и др.) Несмотря на широкой освещение данного вопроса в педагогической, историко-филосовской литературе в современных, очень сложных социально-политических условиях проблема патриотического воспитания школьников продолжает оставаться актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятия истинного патриотизма, усиливаются негативные тенденции, сдерживающие проявление настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу патриотического воспитания.
Из сферы патриотического воспитания подрастающего поколения исключен, огромный культурный пласт - традиционная культура этносов, уклад народной жизни. Уважение культурному наследию своего народа - одна из сфер проявления внутренней культуры человека. И патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального самосознания любого народа.
Вместе с тем многие традиционные формы патриотического воспитания сегодня являются неэффективными.
Подвижность границ патриотического воспитания требует развития и обновления теории и практики, учета новых реалий и опыта с тем, чтобы определить новые пути очень рельефно выступают и важные факторы, связанные с разрушением биполярного мира, приведшего к нарушению баланса сил в мире, также приближение НАТО к границам России. Изучение проблем народной педагогики немыслимо без изучения истории народа. Жизнь того или иного народа на разных этапах его развития накладывала отпечатки на педагогическую культуру народа, обогащая и наполняя ее новым содержанием.
Народ есть население не только совместно живущее, но и совместно действующее, имеющее общий язык, общую культуру и общие судьбы. В связи с этим в народной памяти надолго удерживаются события, которые коснулись всего народа, в котором принял участке и через это совместное участие почувствовал себя единым целым. Но такие события обыкновенно не проходят бесследно не только для народной памяти, но и для народной педагогики.
Народные легенды, сказания, песни, эпос, фольклор, так или иначе, передают явления истории и становятся отражением общественного сознания народа.
Таким образом, есть основания рассматривать проблематику данного исследования с точки зрения синтеза педагогики народа и истории народа.
С исторической и педагогической точек зрения воспитание гражданских и патриотических чувств у юных граждан любого общества восходит своими корнями в далекое прошлое.
Педагогика народа, возникнув на заре человечества, учила и наставляла подрастающее поколение не только к общечеловеческим ценностям, но, в первую очередь, она воспитывала воина, защитника родной земли: на каждое поколение наших предков приходилась своя война.
Проблема патриотического воспитания сложна, многоаспектна и составляет предмет исследования педагогов, психологов, социологов, философов, историков и ученых других гуманитарных наук. Обобщая теоретические представления ученых и великих полководцев о патриотизме и патриотическом воспитании молодежи, отметим, что формирование патриота и патриотических качеств как цель воспитания является актуальным по следующим причинам:
Тонкости педагогики:
Развитие и укрепление учебно-материальной базы школ: успехи и просчеты
Проблема укрепления учебно-материальной базы школ приобрела в 60–70-х гг., в условиях осуществления всеобщего среднего образования, большую актуальность, так как без ее успешного решения невозможно было далее расширять масштабы и повышать качество обучения и воспитания учащихся, совершенствовать пе ...
Качества, характеризующие творческую личность, свойства, черты
Творчество - это созидание нового, это и механизм развития личности. При психологическом изучении творчества обычно большое внимание уделяется процессу творчества, изменению состояний человека, создающего новое. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что главное в творчестве происходи ...
Обучение как компонент педагогического процесса
Обучение – способ организации образовательного процесса, упорядоченное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение учебных и образовательных цепей. Обучение, с одной стороны, самый надежный путь получения систематического образования, а, с другой, оптимальный способ социальной а ...