Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения

Современная педагогика » Творческая самореализация детей и подростков средствами социально-культурной деятельности » Факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения

Страница 2

Итак, творческая активность человека в ходе освоения им окружающего мира возбуждает рационально непостигаемые компоненты в виде эмоций, образов, переживаний и т.п., которые, будучи синтезированы с рационально выраженными представлениями о материальных объектах, образуют новое видение мира, новую позицию по отношению к нему. Такая позиция позволяет увидеть в этом мире нечто существенно новое, что и характеризует наличие творческого акта.

В подростковом возрасте ведущим фактором в творческой самореализации являются клубы по интересам, участие в ансамблях, посещение кружков, библиотек, досуговых центров и прочих учреждений дополнительного образования.

К числу важнейших факторов для творческой самореализации подростка относится наличие образца подражания в среде взрослых, особенно тогда, когда они выступают в «творческом взаимодействии».

Учитывая социальную динамику функционала дополнительного образования от досугового к образовательному и от образовательного к социализирующему, мы полагаем целесообразным различить социальные и психолого-дидактические факторы влияния дополнительного образования на творческий потенциал личности ребенка.

С социальной точки зрения такими целями могут быть обучение по дополнительным (к общему образованию) учебным предметам, допрофессиональная подготовка, культурный досуг, укрепление здоровья, участие в конкурсах и фестивалях и т.п., а также развитие детского творчества, воспитание и социализация подрастающего поколения. В настоящее время можно видеть эволюцию функционала дополнительного образования: на первом этапе - от досугового к образовательному, на втором - от образовательного к социализирующему.

С психолого-дидактической точки зрения мы полагаем, что дополнительное образование может преследовать следующие цели:

- развитие знаний-умений-навыков, необходимых для овладения тем или иным видом деятельности и тем самым для вхождения в профессию. С психологической точки знания-умения-навыки представляют результативную (продуктную) сторону развития музыкальных, художественных, интеллектуальных и иных способностей учащихся - развитие специальных способностей учащегося (творческих, художественных, музыкальных, интеллектуальных, технических, спортивных и т.д.). В этом случае акцент ставится на такой организации учебно-воспитательного процесса, когда целью обучения становится развитие способностей именно данного вида посредством обучения знаниям-умениям-навыкам соответствующего вида деятельности (музыкальной, интеллектуальной, технической, спортивной и т.п.) Знания-умения-навыки соответствующего вида по-прежнему остаются целью обучения, но не только как стандартный уровень обученности, но и как педагогическое средство развития способностей этого вида. Однако с психологической точки зрения подобное развитие способностей происходит стихийно, т. к. при этом не используются собственные психологические закономерности развития этих способностей. С психологической точки зрения это предполагает развитие способности учащегося быть субъектом учебной деятельности на основе приоритетного использования для построения дидактического компонента обучения тех психологических закономерностей, которые лежат в основе формирования учебной деятельности.

Развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося. Это предполагает в первую очередь развитие мотивационной и ценностной сфер личности учащихся, их коммуникативных способностей, т.е. способности к межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, в первую очередь - учебной.

Страницы: 1 2 3


Тонкости педагогики:

Виды воображения и способы создания творческих образов
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельн ...

Обучение синтаксическим нормам русского языка
Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы синтаксиса рассматривались и ранее, но в отличие от традиционного языкознания для современного периода характерен процесс и ...

Понятие игровых технологий
Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда он играет. Ф. Шиллер Игру как метод обучения, передачи опыта старших по­колений младшим люди использовали с древности. Широ­кое применение игра находит в народной педагогике, в дошк ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru