Современные требования жизни таковы, что содержание общего образования не может ограничиться только школьным обучением, оно должно включить в себя еще и дополнительное образование, самообразование, социальное образование. Только интеграция этих видов образования сможет удовлетворить растущую потребность учащихся и воспитать из него свободную, самостоятельную, саморазвивающуюся, творческую личность.
Известно, что чем творчески активнее развивается ребенок, чем продуктивнее работает его мышление в разнообразных плоскостях и направления творческого мышления, тем продуктивнее, разносторонне развивается человек, формируется его личностное «Я».
В процессе творческой деятельности формируются важные личностные качества, которые позволяют физически и духовно раскрепощать детей и подростков, что приводит к максимальной самореализации ребенка, формированию свободы детского восприятия и мышления. Можно спорить о правомерности и границах социокультурного пространства на воспитание детей подростков, но вряд ли ныне следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подрастающего поколения в его свободное время нельзя. Общество призвано создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей детей и подростков.
Стимулом для творческого развития подрастающего поколения, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе потребностей и мотивов поведения.
Степень изученности проблемы
Вопросы о творческой самореализации детей и подростков в условиях социально-культурной деятельности привлекали внимание ученых в течение многих лет.
Философский и культурологический аспекты понимания проблемы творчества широко изучались как русским, так и зарубежными исследователями: Н.А. Бердяев, В.Н. Вернадский, А.А. Потребни, В.И. Соловьев, И.А. Ильин, С.О. Грузенберг, П.К. Эггельмейер и многие другие.
Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М. Бехтерев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев и другие.
Концептуальные основы культурологического аспекта развития творческой самореализации содержат работы: А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, А.С. Каргина, Н.К. Баклановой, Л.В. Даниловой, А.Д. Жаркова, В.С. Кузина, Ю.А. Стрельцова, Т.Я. Якубовской и других.
Цель исследования – обосновать роль социально-культурной деятельности в творческой самореализации детей и подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и особенности творческой самореализации детей и подростков в современном обществе;
2. Охарактеризовать факторы, влияющие на развитие творческой самореализации подрастающего поколения;
3. Изучить условия развития творческой самореализации детей и подростков в общеобразовательной школе с использованием средств социально-культурной деятельности;
4. Обосновать использование разнообразия форм и методов социально-культурной деятельности для развития творческих способностей детей и подростков;
5. Проанализировать результаты социологического исследования по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).
Объект исследования - дети и подростки.
Предмет исследования - процесс развития творческой самореализации детей и подростков средствами социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования: творческая самореализация детей и подростков будет развиваться успешнее при условии, если:
- будут созданы условия для реализации способностей и интересов детей и подростков в учреждениях социально-культурной сферы;
-будут учитываться возрастные психические новообразования, способствующие творческой самореализации ребенка.
Эффективность организации внеучебной деятельности в общеобразовательной школе значительно возрастет, при условии создания социально-педагогической целесообразной личностно-развивающей среды, направленной на развитие творческого потенциала детей.
Методы исследования: изучение специальной литературе по проблеме исследования, наблюдения, беседы, анкетирование.
База исследования - Малетинская МОУ СОШ с. Малета Забайкальского края.
Методологической основой исследования явились взгляды ученых, рассматривающие педагогические феномены «внеклассная» и «внешкольная» работа, в том числе К.Н. Вентцеля, создавшего своеобразную модель учреждения дополнительного образования, основным предназначением которого была организация жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры, С.Т. Шацкого, уделявшего внимание созданию «особой детской среды» в воспитании и развитии личности, Е.Н. Медынского, разработавшего теорию внешкольного образования.
Заслуживают пристального внимания воспитательные системы созданные Я. Корчаком, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинским, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским и другими.
Научная новизна исследования и практическая значимость состоит в том, что в процессе изучения проблемы, мы рассмотрели «детское творчество» с позиции разных ученых; изучили содержание дополнительного образования детей как практико-ориентированную и творческо-преобразующую деятельность; обосновали сущность средств социально-культурной деятельности, используемых для развития творческого потенциала детей; разработали программу социологического исследования, проанализировали социологическое исследование по изучению развития творческой самореализации детей (на примере Малетинской МОУ СОШ).
Структура работы - введение, две главы, заключение, библиография, глоссарий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Детское творчество – это вид деятельности, который осуществляется и развивается на основе и благодаря социальной и личной значимости, наличии проблемной ситуации или творческой задачи в деятельности стимулирующей интеллектуальную активность, а также наличию субъективных (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества.
2. Важным для детей и подростков является их социокультурное пространство, их включение в процесс творчества.
Тонкости педагогики:
Роль наглядности в повышении эффективности обучения математике
В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее [9, 22]: наглядность – свойство, особенность психических образов объектов. наглядность – показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышлен ...
Понятие "методический прием"
Прежде чем говорить о методических приемах, необходимо знать, что же понимается под этим "словосочетанием". В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко приводят следующее определение: Методические приемы - это психологически правомерные и педагогически ориентированные способы кратковременных действий пр ...
Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем
адаптации младших подростков в условиях кадетской школы
По результатам проведения психодиагностического исследования в 5 "б" классе удалось определить уровень адаптации детей в классе. Данная методика позволила определить лидерскую структуру класса, группировки, степень сплочённости его членов, степень противоречивости отношений в классе. Данн ...