Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"

Современная педагогика » Пути совершенствования концепции и программ образовательной области "Технология"

Страница 3

Сквозные линии содержания обучения должны пронизывать все модули образовательной области "Технология": 1) культура труда; 2) информационные технологии — компьютерная поддержка каждого модуля; 3) графика и черчение; 4) прикладная экономика и предпринимательство; 5) история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники; 6) экология — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека; 7) профориентация; 8) нравственное воспитание, в том числе культура поведения и бесконфликтного общения; 9) эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание; 10) творческое развитие, прежде всего в процессе выполнения проектов [4].

Тем самым формируются элементы технологической культуры школьников: труда, дизайна, человеческих отношений, домашнего быта, информационная, графическая, предпринимательская, экологическая и проектная культуры.

В отличие от других образовательных областей, формирующих "зиаииевую" личность, образовательная область "Технология" воспитывает деятельностного субъекта, успешного в современном конкурентно-состязательном мире, способного мыслить творчески, видеть потребности, находить пути решения проблем, планировать свою деятельность, оценивать результаты труда.

В начале 1990-х гг. в большинстве из 68 тыс. школ Российской Федерации началось изучение образовательной области "Технология". Учителя осваивали метод проектов. С 1997 г. проводятся Московские олимпиады школьников по технологии, а с 2000 г. — Всероссийские олимпиады, в которых участвуют учащиеся более 60 регионов России.

Внедрение новой образовательной области осложнялось отсутствием финансирования этой материало-инструментальноемкой области. К сожалению, положение усугубилось ошибкой, допущенной Минобрнауки РФ в "Перечне учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы" [5, с. 104—105]: для обработки металла и древесины предлагалось приобрести недопустимо малое количество станков.

В соответствии с этим перечнем оснащения в школах-новостройках Москвы невозможно реализовать соответствующие разделы программы "Технология", а тем более обеспечить обучение в профильной школе. До сих пор не удается организовать производство конструкторов для изучения электротехники и электроники в соответствии с программой.

Основные элементы концепции и программы образовательной области "Технология" вошли в проекты стандарта по технологии, опубликованные в 1998 и 2002 гг., в приказы МО РФ о минимуме содержания образования № 1235 и № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99 [8, с. 246-299; 9, с. 319—328], а также в сокращенном виде - в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [6, с. 3-18], утвержденный МО РФ в 2004 г., а также и в разработанные в соответствии с Федеральным компонентом примерные программы.

Дополнительный удар технологической подготовке школьников в нашей стране нанес утвержденный Министерством образования РФ Базисный учебный план 2004 г., где число часов по технологии уменьшено до 1 ч в неделю в VIII классе, до нуля — в IX классе, до 1 ч — в непрофильных X и XI классах и ликвидировано практически во всех направлениях профильной школы. Все это ослабляет технологическую подготовку школьников и формирование их технологической культуры, необходимой каждому человеку в любых сферах деятельности [3, с. 9—12].

Ослабление технологической подготовки школьников противоречит требованию технологического перевооружения производства в нашей стране и подготовки кадров в системе профессионального образования для обслуживания современной производственной и военной техники. Прошедшие 15 лет со дня введения образовательной области "Технология" показали, что недооценка ее со стороны органов управления образованием разных уровней определяется: а) недостаточной информированностью этих органов о целях, задачах, возможностях и важности этой образовательной области; б) отсутствием дешевого оборудования для изучения технологии в школе; в) уходом учителей технологии из школ из-за низкой оплаты труда.

В настоящее время эта образовательная область представляет собой совокупность технологий преобразования материалов, энергии и информации. Однако не выделены общие принципы технологической деятельности людей, нет четкой структуры технологических систем, неясны принципы проектирования, нуждаются в разработке теоретические основы творческой деятельности, пути овладения технологической культурой. Разработка этих общих подходов и введение их в концепцию и программы "Технологии" позволят этой области знаний приобрести необходимый научный уровень и встать вровень с другими традиционными предметами естественнонаучного цикла. Важно осознать, что технологии используют научные знания и обеспечивают преобразующую деятельность людей, создавших современную цивилизацию, по достоинству оценить роль образования в изменяющейся культурно-технологической среде [7].

Страницы: 1 2 3 4


Тонкости педагогики:

Особенности методики использования рабочей тетради в работе на уроках теоретического обучения
Трудно сегодня сказать, где и когда были в учебных целях впервые применены рабочие тетради. Есть некоторые основания полагать, что первые рабочие тетради были изданы в последней четверти прошлого столетия в Австралии и использовались «бродячими» учителями в условиях малочисленности и рассеянности н ...

Возрастные особенности младших школьников
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, ...

Определение общего недоразвития речи
Впервые понятие общего недоразвития речи было сформулировано в результате исследований, проведённых Р.Е. Левиной [25] и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии. С их точки зрения, под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать так ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru