Под средствами обучения в дидактике понимаются различные объекты, которые используются преподавателем и обучаемыми в процессе обучения, делая его более эффективным и позволяя прочнее усваивать больший объем учебного материала за меньшее время. В дидактике наиболее распространено деление средств обучения на материальные и идеальные.
К первым принято относить объекты, непосредственно воздействующие на органы чувств учащихся и тем самым облегчающие им процесс познания прямо и косвенно. Это в первую очередь учебная литература, дидактические материалы, таблицы, плакаты, модели и макеты, учебное оборудование и многое другое.
Ко вторым причисляют вербальные и символьные заменители материальных объектов, а также усвоенные знания, умения, социальный опыт, духовное и культурное наследие общества, т. е. все, что дает возможность обучаемому опосредованно познавать объективную действительность.
Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения, как правило, возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, а затем описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.
Средства обучения, будучи неразрывно связаны с методами обучения служат повышению эффективности учебной работы учащихся, активизируют мыслительную деятельность на всех этапах обучения, позволяют наблюдать и изучать процессы, явления, делиться впечатлениями. Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Большая часть средств обучения может использоваться с различными методами обучения, но имеются и средства обучения, которые применяются с конкретными методами обучения.
В процессе обучения средства обучения выполняют познавательную, формирующую и дидактическую функции.
Познавательная функция проявляется в том, что средства обучения обеспечивают более полную и точную передачу информации об изучаемом процессе, явлении, событии, позволяют рассматривать учебный материал, делая акцент на наиболее важных и существенных сторонах, выделяя в нужный момент самый важный в дидактическом плане аспект. Они служат чувственному и непосредственному восприятию действительности, помогают удовлетворять и развивать познавательные интересы обучаемых.
Формирующая функция заключается в том, что средства обучения дают возможность создавать у учащихся устойчивый познавательный интерес, стимулировать учебную деятельность обучаемых в нужном направлении, помогать путем целенаправленного и разностороннего воздействия на личность с гуманистических позиций развитию творческих способностей, нравственно-эстетических взглядов и убеждений, прививать навыки индивидуальной трудовой и общественной деятельности, помогать правильному физическому и эмоциональному развитию, т. е. формировать личность, соответствующую требованиям, предъявляемым современным обществом в этой образовательной области.
Дидактическая функция проявляет себя огромным обучающим потенциалом, сосредоточенным в средствах обучения, которые по своей сути являются источником знаний и умений. Средства обучения не просто механически воспроизводят изучаемые явление или процесс, а делают их более наглядными и доступными для восприятия обучаемыми, т. е. превращают их в учебный материал. Их использование позволяет сделать процесс обучения более эффективным и интенсивным и, что самое важное, делает его для преподавателя эффективным средством для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Большую роль средства обучения играют и на этапах закрепления, повторения учебного материала, при контроле качества знаний. Особенностью использования средств обучения в курсе ОБЖ является то обстоятельство, что без их применения провести большинство занятий просто не представляется возможным.
Не следует, однако, забывать и об обратной стороне применения средств обучения: перегрузка учебного процесса разнообразными средствами обучения приводит к снижению качества познавательной деятельности, особенно на занятиях, где они появляются впервые, из-за отвлечения внимания учащихся на второстепенные детали. Это не означает отказ от широкого применения средств обучения на занятиях, речь идет об их рациональном использовании, прежде всего о постепенном привыкании учеников к ним.
Тонкости педагогики:
Особенности развития речи
детей с интеллектуальной недостаточностью
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Одни из них относительно ...
Формирование студенческих контингентов
Проблема формирования студенческих контингентов приобрела особую актуальность в связи с расширением масштабов подготовки высококвалифицированных специалистов и повышением роли высшей школы в решении социально-экономических задач в условиях научно-технической революции. Несоответствие традиционных п ...
Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающих технологий
на уроках физической культуры
В современной школе урочная форма обучения является основной. Эта форма предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа ...