В целом можно сказать, что такая постановка целей курса ОБЖ соответствует потребностям личности, общества и нашего государства на современном этапе развития и должна быть, безусловно, реализована в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Методика преподавания любого школьного предмета – это педагогическая наука о системе процессов обучения и воспитания, знание которой позволяет учителю управлять образовательным процессом.
Соответственно, методика преподавания ОБЖ – наука о совокупности форм, способов и приемов обучения учащихся безопасному поведению в окружающем мире.
Методика преподавания предмета определяется его спецификой, задачами и функциями.
Задачами курса ОБЖ являются:
- формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- формирование знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания;
- формирование умения определять способы защиты от опасностей, а также ликвидировать негативные, последствия, и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявления опасностей.
Как и другие учебные дисциплины, ОБЖ участвует в осуществлении ряда функций:
- образовательной, суть которой состоит в вооружении учащихся системой знаний, умений, навыков;
- воспитательной, заключающейся в формировании мировоззрения, активной социальной позиции;
- развивающей, сводящейся к развитию творческого мышления;
- психологической, призванной обеспечить подготовку учеников к успешной деятельности в современном мире.
Исходя из задач курса ОБЖ и его содержания, методика преподавания ОБЖ должна отвечать на следующие вопросы: зачем изучать опасности окружающего мира и способы защиты от них? Чему учить? Как учить? Какие методы и способы применять для достижения учебных и воспитательных целей?
Методика исследует и разрабатывает цели обучения ОБЖ, определяет содержание учебного материала по ОБЖ и построение предмета, определяет формы, методы, средства обучения, воспитания и развития школьников. Кроме того, методика обучения БЖ выясняет место и значение ОБЖ как учебного предмета в общей системе обучения и воспитания, а также разрабатывает учебное оборудование, методические рекомендации, указания, методики преподавания отдельных разделов курса ОБЖ.
В структуре методики обучения БЖ можно выделить общую и специальные части. Общая методика рассматривает вопросы преподавания всех разделов ОБЖ, а именно единство содержания и методов преподавания, взаимосвязь между формами учебной работы, преемственность курсов и роль межпредметных связей, целостность и развитие всех элементов обучения.
Специальные (частные) методики рассматривают специальные для каждого раздела вопросы преподавания, связанные с особенностями содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики подготовки и проведения уроков, экскурсий, внеурочных работ, внеклассных занятий.
Методика преподавания ОБЖ тесно связана с другими науками.
Кроме того, методика обучения ОБЖ связана с безопасностью жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности – междисциплинарная область научных знаний, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасностей среды обитания во всех сферах деятельности.
Под содержанием курса предмета ОБЖ понимается система знаний, умений и навыков, которые приобретает учащийся в процессе обучения данному предмету в определенном типе учебного заведения. На содержание курса предмета ОБЖ влияет целый ряд объективных и субъективных факторов. Объективные факторы определяются в первую очередь нормативными документами, субъективные – конкретными условиями преподавания в том или ином учебном учреждении.
Объем изучаемого материала по курсу ОБЖ вытекает из целей и определяется стандартами образования, где приводится обязательный минимум содержания основных образовательных программ, в том числе по курсу ОБЖ, который предусматривает изучение следующих вопросов.
А) Основное общее образование.
• Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Тонкости педагогики:
Принципы построения интегрированного курса
Очевидно, что интегрированный курс для начального этапа может иметь гораздо более широкое распространение, чем для продвинутого этапа, поэтому его разработка является первоочередной задачей. Она требует соблюдения таких принципов, как: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально зна ...
Обследование речи детей, страдающих алалией
Моторную алалию необходимо отграничивать от временных обратимых состояний, то есть задержек речевого развития и других речевых нарушений. Поэтому при обследовании необходимо учитывать факторы, которые являются диагностирующими критериями. Следует установить, как ребенок вступает в контакт, есть ли ...
Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные де ...