Виды интерактивных приемов

Страница 2

1) в чем совпали имеющиеся представления

2) по поводу чего возникли разногласия

3) из каких источников они получили ту или иную информацию

Если им была предложена для анализа юридически значимая ситуация, то в группах (парах) идет обсуждение именно этой ситуации.

2. сброс идей в корзину. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт. Далее по кругу, не повторяя ранее сказанного, представители от групп дополняют список идей. Если ранее проходило обсуждение юридически значимой ситуации, то представители от групп дают свой вариант решения и обосновывают его.

Заметим, что в то время, когда ученики обмениваются информацией в группах (парах), идет активная мыслительная деятельность. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Они могут стать базой для усвоения нового знания. Это позволяет впоследствии увязать новое знание с уже имеющимися. А сама процедура обсуждения весьма успешно позволяет поддерживать интерес в процессе сбора информации. Ученики слушают друг друга без напоминания учителя, т.к. им очень хочется поделиться своим знанием, а требование не повторять ранее сказанное побуждает к активному слушанию.

Учитель записывает сказанное учениками на доске в виде тезисов. При этом важно безоценочно принимать информацию, даже если она заведомо не верна. Высказывания типа: "это не имеет отношения к теме урока" будут противоречить одной из важнейших идей интерактивных приемов - ценно каждое мнение, каждая точка зрения. А вот на следующем этапе урока - на стадии осмысления - к ошибке, занесенной в общую корзину идей, непременно следует вернуться и исправить неточность.

В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логической цепи.

Обучающие приемы на стадии осмысления.

1. первая попытка систематизации материала, собранного в корзине идей. Оставление кластера. Учащимся предлагается внимательно изучить записи на доске и попытаться систематизировать то, что они все вместе знают относительно темы урока. В зависимости от содержания "корзины" ученики получают задание сформулировать вопросы, на которые они уже сейчас могут дать ответ или разделить материал по категориям: понятия, причины, факты и т.д. начинается составление кластера. Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово "кластер" в переводе означает "пучок, созвездие". Разбивка на кластеры - это педагогический прием, который позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Учитель записывает ключевое понятие, а доске, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими кластерами (предлагаются учащимися), в свою очередь лучи расходятся все дальше и дальше.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Он применяется для стимулирования мыслительной деятельности до того как определенная тема будет изучена более тщательно (на переходе от стадии вызова к осмыслению). Он может применяться в качестве средства для осмысления материала на основе полного и подробного его структурирования. Кластер замечательно работает на стадии рефлексии при проведении итогов того, что узнали учащиеся. Его можно давать в качестве индивидуального домашнего задания и задания для группы учащихся.

2. знакомство с новой информацией. На уроке это происходит в самых разных формах: лекция учителя, просмотр учебного видеофильма, чтение учебника, чтение специально подобранного текста и т.д. Для организации работы с текстами (а это наиболее распространенный на уроке вид деятельности) интерактивные технологии предполагают педагогический прием, известный как инсерт, или пометки на полях. С этой целью используются специальные маркировочные знаки, которыми ученики помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тонкости педагогики:

Особенности нарушений речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Нарушения речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.А. Савченко, Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко, Р.И. Лалаевой, К.К. Карлепом и др. По данным этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные де ...

Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников
Ребенок ХХI века, по мнению академика Н.А.Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: перееданием, гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая поло ...

Воспитательный потенциал семьи
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. А основой воспитательной работы является союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе ...

Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinterest.ru