Человеческое счастье многогранно. Суть его профессиональной грани можно выразить просто: «делай то, ради чего ты рожден». Другими словами, сделать человека счастливым – значит позволить ему заниматься всю жизнь любимым делом, получать удовольствие от своей профессиональной деятельности. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.
Наверное, нет более древней проблемы, чем проблема выбора профессии. Проблема древняя и новая. В условиях 21 века она зазвучала как никогда молодо и дерзко. Можно указать ряд обстоятельств, обусловивших такое положение. Во-первых, в постсоветский период появилось множество профессий и некоторые из них еще не получили своеобразной прописки в общественном сознании (например, многие вряд ли смогут без основательной библиотечной подготовки сказать, чем занимается мерчендайзер, копирайтер или медиабайтер). Во-вторых, возросший динамизм жизни затронул и мир профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5–15 лет, а затем либо исчезают, либо меняются до неузнаваемости. В-третьих, произошли изменения в восприятии профессии как сферы профессиональной деятельности: постепенно она из цели («быть музыкантом») превращается в средство достижения определенного образа жизни («жить, как живут музыканты»).
Основная цель профориентационной работы – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.
Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.
Для воспитанников детского дома, в силу их психологических, поведенческих, личностных особенностей, профессиональное самоопределение особенно важно. Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право» к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие» – мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Если к этим особенностям добавить еще и интеллектуальные или физиологические дефекты, что довольно часто встречается в детских домах, то становиться ясно, что профориентационная работа – одно из важнейших направлений деятельности социального педагога. Все выше перечисленное говорит об актуальности выбранной темы исследования.
Объект: профессиональное определение воспитанников детского дома.
Предмет: организация социально-педагогической деятельности по профессиональному определению воспитанников.
Цель работы: рассмотреть деятельность социального педагога по профессиональному определению воспитанников детского дома.
Задачи:
изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать их анализ;
рассмотреть деятельность социального педагога по профориентационой работе в детском доме;
определить эффективность системы профориентационной работы;
Гипотеза: если в детском доме ведется система работы по профессиональному определению, то социализация детей проходит успешно.
Практическая значимость: работу могут использовать социальный педагог детского дома, общеобразовательной школы.
Тонкости педагогики:
Современное состояние дошкольного образования для детей с нарушением слуха
в Красноярском крае
Если проследить путь создания учреждений специального дошкольного образования, то можно сделать вывод, что на территории Красноярского края он начался в 20-е гг. XX в. Это были первые школы, а иногда и классы при школах. В работах Брунова Б.П. указывается, что государственное обучение детей с откло ...
Возможная тематика в школьном курсе «ОБЖ» по радонозащите
Из всего выше сказанного следует, что в школьном курсе «ОБЖ» не рассматриваются темы, связанные с радоновой опасностью и радонозащитой, но, на мой взгляд, они должны обязательно быть введены в курс ОБЖ, чтобы дать учащимся представления о видах облучения, путях попадания источников ионизирующего об ...
Итегративное обучение младших школьников технологии работы в графическом
редакторе Рaint
Одной из актуальных проблем современной начальной школы является организация обучения младших школьников с использованием интегративных связей для обеспечения целостного восприятия окружающей действительности. Знания, приобретаемые детьми на различных учебных предметах, должны пронизываться множест ...